Райовейн и Береф с трудом пробирались по улицам Великого Города. Выпавший с утра снег растаял, оставив вместо себя лужи и грязь, так что участки дорог посуше отыскать удавалось с трудом. Райо с каждым шагом все больше мрачнел. Он не особо переживал бы из-за промоченных ног, если бы не шел в гости к Свелл. Так что он надел свой лучший наряд и отправился сперва за Берефом, о чём уже пожалел. Если бы он шел напрямик, была бы надежда уберечь хотя бы штаны! Серая туника не пострадала, зато на штаны налипли капельки грязи, а туфли и вовсе промокли насквозь.
Береф же будто не испытывал никаких неудобств и выглядел вполне жизнерадостным. Наверняка его радовало, что родные вернулись, и больше не нужно жить в больнице.
– Как вы ладите с отцом? – решил отвлечься Райо.
– Никак, – пожал плечами сын пекаря. – Брат выгнал его из дома, и тот теперь живет в другом конце города.
– Мама не сильно переживает?
– Поверь, мы все только рады, что он далеко.
– Ясно, – сказал Райовейн и решил больше не приставать с расспросами. – Может быть, зайдем ко мне, переобуемся? – предложил он.
– Тогда мы опоздаем, – нахмурился Береф. – А я терпеть не могу опаздывать!
– Хорошее качество, – улыбнулся Райовейн. – Ладно, боги с ней, с обувью. Помоем ноги и разуемся.
Они остановились у порога Свелл, и Райо полез в карман за часами. Минутная стрелка подкралась почти в упор к семи часам, как он и ожидал, так что Райо улыбнулся и постучал в дверь.
– Привет! – открыв им, поздоровалась Свелл, и парни ответили тем же. Потом она почему-то зашептала, нахмурившись: – Проходите сразу ко мне в комнату. Дедушка сегодня не в духе, и лучше нам не попадаться ему на глаза!
– А можно сначала попасть туда, где можно помыть обувь? – усмехнулся Береф.
– Хорошо, идем! – поманила их за собой девушка.
Пока они шли, Райо украдкой разглядывал Свелл. На ней было самое обыкновенное, доходящее почти до щиколоток, льняное зеленое платье, какое можно было увидеть на обычной девушке из небогатой семьи. Вспомнив, как роскошно она выглядела, возвращаясь от Гарта в тот самый вечер, когда он получил свою рану, парень с удивлением осознал, что в таком простом наряде, без позерства, она нравится ему ничуть не меньше.
Свелл отвела их в купальню и разрешила помыть обувь в небольшой алюминиевой чаше, сама же отправилась о чем-то поговорить с дедушкой. Райовейн, видя замешательство Берефа, первым подошел к крану и повернул ручку, так что в чашу побежала вода.
– Волшебство! – раскрыл от изумления рот сын пекаря.
– Это водопровод, – пояснил Райовейн. – Вода по трубам доставляется в дома людей. А берется она из реки, которая течет неподалеку от города.
– Это очень удобно! Интересно, почему у нас такой не сделают?
– Ну… – замялся Райо. – Это могут позволить себе только очень богатые люди.
– О, понятно, – улыбнулся Береф. – А у тебя есть такая вот ванна?
– Нет, у меня такой нет, – ответил парень. – Отец посчитал это излишней роскошью и ограничился баней. Так что я таскаю воду ведрами.
– Как работают бани, я знаю, – хмыкнул Береф. – Рионикс был отличным королем, который обязал построить городские бани, и даже канализацию, хоть и не везде…
– Прости. Я никогда не жил в бедности, и не знаю…
– Да брось ты! – перебил его сын пекаря. – Всё в порядке! Ты и Свелл не такие, как большинство богатеев, и я знаю, что вы относитесь одинаково хорошо ко всем людям.
Райовейн понимающе кивнул, и они закончили отмывать обувь в тишине.
– Куда можно их поставить сушить? – спросил Береф, указывая на туфли, когда вернулась Свелл.
– Давайте их мне. Я положу возле камина. Но сначала провожу вас в комнату.
Она завела их в маленькую, уютную комнатку, которая была обставлена лаконично, без изысков. Возле стены стояла кровать, а рядом с ней тумба, где у девушки была составлена гора книг, почти все из которых были знакомы Райовейну. Одни были учебниками в академии, а другие просто помогали расширить кругозор будущего офицера Великого Города. Помимо этого, тут были еще гардеробный шкаф и туалетный столик, на котором стояло немного косметики и пузырек парфюмерной воды.
– А у тебя мило и, как бы это сказать, благопристойно, – осмотревшись, заявил Береф.
– Комната как комната, – пожала плечами слегка смущенная Свелл.
– Но он прав, – улыбнулся Райо. – У большинства людей твоего происхождения комнаты намного больше и богаче. А у тебя уютная обстановка, без пафоса. Мне нравится!
– Просто мне так больше по душе, – улыбнулась Свелл. – Наверно, это благодаря дяде я стала такой. Он был богатым, но скромным.
– А кем он был? Работал на короля Рионикса? – спросил Береф.
– Нет. Он получил богатство от него в дар после окончания той самой войны, когда разрушили кланы.
– Кланы? – удивленно воскликнул сын пекаря. – А я думал, что это всего лишь легенды!
– Я и сама до недавнего времени так думала. Дядя Эрин рассказывал мне много чего невероятного перед сном, я уже и половины не помню. Тогда я думала, что это сказки. Но это оказалось правдой!
Райо напрягся. Ему в голову только что пришла одна сумасшедшая мысль, от которой бешено заколотилось сердце и лихорадочно заработал ум. Он решил, что подумает об этом позже и попытался стереть с лица озабоченное выражение, но было поздно.
– Что такое? – спросила его Свелл.
Райо задумчиво осмотрелся вокруг и, не видя причин держать мысли при себе, спросил:
– Твоего дядю звали Эрин-Дао?
– Да, а откуда ты знаешь? – удивленно вскинула брови девушка, но он проигнорировал ее вопрос.
– А маму Ренэя?
– Да! И я хочу знать, откуда тебе это известно!
– Я читал о твоем дяде в книгах, – помолчав несколько секунд, сказал Райовейн. – Он помогал королю Риониксу убить великого мага по прозвищу Дракон. Того самого, который практически уничтожил кланы.
– Он мне никогда об этом не рассказывал, – тихо сказала девушка.
– Ребята, расскажите мне, что все это значит! – проворчал Береф. – Я не понимаю, о чем вы говорите.
Райовейн вкратце описал, каким был мир во времена кланов, и с какой угрозой они столкнулись. Береф и Свелл сидели не шевелясь и с открытыми ртами слушали о великих героях, которые участвовали в спасении человечества от тирана. Оказалось, что даже Свелл не знала ничего, помимо тех событий, о которых им рассказывали в академии.
Он поведал им о Цитраконе, лучшем воине клана Драконов, который защищал огромный разлом в стене, а потом в одиночку сдерживал врага во дворце. О Леонарде и Скае, которые сражались у врат города, бок о бок с Илайон-Рохом. Об Эрине-Дао, Риониксе и его ученике Дуксине, которые пробрались в стан врага и сокрушили его.
Но одно имя он намеренно не упомянул, оставив напоследок.
– Еще одним человеком, погибшим в этой войне, был Дифнариэн Пламенный.
– Кто? – воскликнула Свелл.
– Дифнариэн Пламенный, лучший воин клана Огня, – сказал Райо. – Я так понимаю, что это твой отец.
– Да, – ресницы у девушки заблестели.
– Он погиб за стенами города, выводя твою маму из пекла. Тогда-то их и выследил его заклятый враг – Рен-Дел-Вар из клана Демонов.
– Но как спаслась мама, если папу убил этот Демон? – спросила Свелл, усиленно вытиравшая то и дело стекающие по щекам слезинки.
– Рен-Дел-Вар не сумел убить Дифнариэна. Случилось наоборот, но…
– Что? – тихо спросил Береф.
– Я не совсем понимаю, что имел в виду автор той книги, но он утверждает, что убийство сильного воина из клана Демонов обрушивает на человека проклятие.
– Метка Демона, – пробормотала девушка, и теперь уже Райо удивленно уставился на нее.
– Метка?
– Дядя писал маме письмо, в котором упоминал это слово. Он сказал, что принял на себя большую часть метки, чтобы спасти меня, – у Свелл задрожали губы. – Раньше я не понимала значения этих слов, а теперь…
Райо не смог сдержать порыв и обнял девушку, жалея, что вообще завел этот разговор. Так тяжело смотреть, как она плачет!
– Простите, – пробормотала Свелл, спрятав лицо в рцкавах платья. – Просто я…
– Да брось! Ты только что узнала, от чего погибли твой отец и дядя, – сказал Береф. – Я б сам зарыдал от такого!
– Про твоего дядю я знаю не так много, но твой отец был великим воином. Он убил самого Ковердира! Ковердир был легендой клана Демонов, один из лучших воинов за всю историю. Не знаю, как это случилось, но твой отец побил его.
– Он дрался парными мечами, да? – отстранившись, спросила девушка у Райовейна. Юноша кивнул, но она и так знала, что права. Просто решила уточнить. – Теперь понятно, почему дедушка хотел, чтобы я научилась ими драться. Видимо он считает, что у меня есть наследственный дар. Только все это чушь! Я даже не могу заставить свою левую руку действовать сообща с правой, и все выходит хуже некуда! Нет у меня никакого таланта.
– Неправда! – возразил Райовейн. – Ты сильнее большинства из нашей группы в академии! Просто тебе нужен наставник.
– Да только где же мне его взять?! Ты знаешь хоть одного гладиатора, который бы дрался подобным стилем? Ощущение, что мой отец был чуть ли не единственным, кто дрался парными клинками, и эти знания погибли вместе с ним!
Воцарилось напряженное молчание. Райо знал, почему девушка говорит так, но понятия не имел, как поддержать ее. Он тоже чувствовал себя паршиво всякий раз, когда кто-то говорил о его отце. Лучше всего, наверное, было просто оставить эту тему.
– У тебя остались мечи отца? – спросил Береф девушку, и она кивнула. – А можешь показать?
– Минуту.
Она ненадолго отлучилась и вернулась с широкими, обтянутыми черной кожей ножнами, где покоились два одинаковых загнутых меча. Райовейн с благоговейным трепетом принял один из них, вынул, проверил на баланс и ничуть не удивился тому, что он был идеальным.
– Потрясающие мечи! – прошептал он благоговейно и передал оружие посмотреть Берефу.
– Не сказал бы, что очень в этом разбираюсь, – усмехнулся сын пекаря, – Но выглядят они превосходно. Как будто ими даже никогда не пользовались!
– Это потому что они заколдованные, – пояснил Райо. – Раньше оружейники при помощи магии умели делать невероятно прочное оружие!
Береф отдал мечи обратно Свелл и задумчиво побарабанил пальцами по письменному столу, да с таким лицом, будто пытался решиться на что-то рискованное.
– Береф? – обратился к нему Райо. – Ты в порядке?
– Что? Да, конечно. Просто я подумал…
– О чем? – в один голос спросили Свелл и Райо.
– Э-э-э… пообещайте, что не сочтете меня ненормальным, – смущенно сказал юноша.
– Ты друг нам или нет? – упрекнул его Райо. – Уж с нами-то ты можешь быть откровенен.
– Хорошо, слушайте! Но не смейтесь только! – он еще некоторое время помедлил. – У нас в городе живет человек… он, э-э-э… он мистик, – Береф нерешительно глянул на них, но, не увидев насмешки, продолжил. – Он может увидеть прошлое или будущее человека, снимать порчи и проклятия, а как-то раз я слышал, что он сумел устроить встречу одной вдовы с мужем.
– Как это? – не понял Райовейн.
– Эта женщина уверяет, что побывала в загробном мире и говорила с покойным супругом!
– Похоже на одну из баек, которые рассказывают у костра, – с сомнением в голосе сказала Свелл.
– Я бы тоже не поверил, если бы не знал этого человека. Но он гений, я вам говорю! – воскликнул Береф. – Он и вправду такое всякое умеет, я в этом убедился лично!
– Как? – как ни пытался Райовейн удержаться, но в голосе прозвучало сомнение.
– Ну, например, он предсказал разлад нашей семьи с отцом задолго до того, как тот начал пить. Еще он дословно воспроизвел наш с тобой разговор в лесу, на дне посвящения молодежи. Да много всего! Говорю вам, он настоящий экстрасенс!
– Хорошо, допустим, – нахмурилась Свелл. – Но почему ты вдруг о нем вспомнил?
– Ну… Ты говорила, что знания твоего отца умерли вместе с ним. Я и подумал, что есть способ вернуть их, если с ним встретиться.
– Звучит заманчиво, но мне не верится, что такое возможно.
– Мне тоже. Но я и в кланы раньше не верил, – пожал плечами Райовейн.
– Кстати, о кланах, – девушка принялась накручивать кончики волос себе на палец. – Когда дедушка советовал мне научиться владеть мечами отца, он упомянул о пророчестве Рионикса.
– Твой дедушка знал Рионикса? – удивился Райовейн.
– Честно говоря, не знаю. Я уже ничему не удивлюсь. Но я не о том сейчас! Из пророчества следует, что только с помощью этих мечей можно спасти кланы.
– От чего спасти?
– А мне-то откуда знать?
В комнате снова повисло молчание. Райо обдумывал то, что сказала ему Свелл, с растущей тревогой. Джеф говорил ему, что Однорукий мечтает уничтожить кланы, и, возможно, его слова подтверждались пророчеством. К рассказам о мистике Райо отнесся скептически, но вот пророчество короля Рионикса – это совсем другое дело! Значит, скорее всего, эта угроза реальна, и теперь Однорукий навис над городом, погружая его во мрак. Наверняка, он делает это с одной единственной целью – уничтожить кланы. Оставалось только узнать, как дедушка Свелл об этом узнал.
Юноша поделился соображениями с друзьями.
– Может, мы спросим у твоего дедушки, что это за пророчество? – предложил Береф, и Райо с удивлением посмотрел на него. Видимо правду говорят, когда утверждают, что истина лежит на поверхности. Ему идея Берефа понравилась, но оставалось узнать, что думает по этому поводу Свелл, которая выглядела неуверенной.
– А заодно узнаем его мнение о встрече с мистиком, – добавил он, подмигнув Берефу.
– Хорошо, идемте, – вздохнув, сказала она.
Когда ребята дружно ввалились в гостиную, дедушка стоял у окна, заложив руки за спину. Он даже не повернул головы, когда Свелл его окликнула.
– Может, он плохо слышит? – тихо предположил Береф, но Свелл шикнула на него.
– Дедушка, мы хотим поговорить с тобой о пророчестве короля Рионикса, которое ты мне пересказал.
Тот медленно повернулся и произнес холодным скрипучим голосом:
– Значит, теперь ты не считаешь его вздором?
– Не считаю, – кивнула девушка. – Но согласись, на моем месте ты бы тоже не поверил.
Если он и согласился, то никак это не выказал. Он вообще ничего не ответил, и Райо, который хоть немного да узнал его поближе, понял, что тот ждет вопроса. Поняла это и Свелл.
– Откуда ты узнал о пророчестве? Неужели к нему можно относиться серьезно?
– К пророчеству Рионикса нужно относиться серьезно! А узнал я его от самого Рионикса.
Ребята взволнованно переглянулись, и Свелл продолжила задавать вопросы:
– Вы что, были знакомы?
– Да, – кивнул дедушка и проворчал: – Ближе к делу.
Девушка потопталась на месте, размышляя.
– Если кланы могут быть спасены только с помощью мечей папы, то я должна научиться ими владеть. Ты сам мне на это намекнул. Но без наставника мне не справиться! – она бросила взгляд на Берефа и продолжила. – Сегодня я узнала, что в городе живет мистик, который может устроить нам с папой встречу.
– Я знаю его, – улыбнулся дедушка уголком рта. – Он действительно может вас свести, не убивая тебя.
– Что значит, не убивая меня? – насторожилась девушка.
– Убив тебя, устроить эту встречу может любой.
– Ты имеешь в виду, что так можно встретиться в Серой долине? Но ведь никто не знает, есть ли она!
– У тебя еще есть что спросить? – раздраженно проскрежетал тот.
– Я хотела спросить совета… Стоит ли мне сходить к мистику?
– Идея хорошая. Кланы нужно спасти, – после небольшой паузы отозвался старик. – Но если ты придешь к нему просто так, он тебя отошлет.
– И что же делать?
– Скажи ему, что Илайон-Тор просит его зайти и приведи сюда. Если убедишь, что ты от меня – он тебе поможет.
– Вы – Илайон-Тор? – воскликнул потрясенный Райовейн.
– Что такое, Райо? – Свелл крайне удивилась такой реакции.
– Илайон-Тор был лучшим воином клана Смерти! О нем ходили легенды! Он заставил бежать даже безумца, который называл себя Драконом и грезил уничтожением кланов! – захлебываясь от эмоций и не сводя взгляда со старика, протараторил Райо.
– Дедушка, это правда?!
Старик нахмурился и несколько мгновений помолчал, но потом все же кивнул.
– Но почему тогда людей в клане Смерти обучаете не вы? – спросил Райовейн, пытаясь дышать ровно, однако не преуспел.
– Мне надоели ваши расспросы, – проскрипел дедушка Ил. – Уходите!
Ребята вновь переглянулись, и Свелл кивком головы указала на дверь.
Когда они вернулись в комнату к девушке, то некоторое время молчали, пытаясь переварить то, что узнали этим невероятным вечером. Райо был просто потрясен тем, что дедушка Свелл оказался одним из величайших воинов клана Смерти. Тем, кто мог столько всего дать ученикам, но почему-то не желал принимать в возрождении кланов никакого участия.
Что за день! За какой-то час он узнал, что его возлюбленная – дочь лучшего воина клана Огня, внучка, пусть и не родная, лучшего воина клана Смерти и племянница Эрина-Дао, при содействии которого был убит сам Дракон-Повелитель.
– Завтра я пойду к мистику, – нарушила тишину Свелл. – Передам ему слова дедушки, а потом попробую встретиться с отцом.
– Ты не против, если мы пойдем с тобой на этот… ритуал? – неуверенно уточнил Райовейн.
– Конечно, нет, – отмахнулась девушка. – Надеюсь, что все получится.
– Скоро узнаем, – пожал плечами Береф. – Честно говоря, я так всего и не понял. Получается, что кланы все-таки до сих существуют?
– Ага.
– Райо тренировался в клане, – брякнула Свелл, но, поймав сердитый взгляд Райо, поспешно добавила. – Только про это никому нельзя знать!
– Мы друзья или нет? – насупился Береф. – Я никогда не выдам ваших тайн! Я ведь не дурак и догадался, что кланы кто-то хочет убить.
– Ладно, у меня уже голова пухнет от всех этих тайн, – пожаловалась девушка. – Пойдемте, попьем чай.
Парни согласились. Они спустились на кухню и за ароматным чаем с бутербродами предпочли поболтать о приближающейся зиме, учебе в академии и городских сплетнях. Всем заметно полегчало.
Райо расслаблено откинулся на спинку стула, думая о Свелл. Чем больше он узнавал ее, тем больше к ней тянуло. Раньше парень мог только гадать, какой она была на самом деле, и полюбил образ, который придумал самостоятельно. Однако теперь он понял, что ее истинный внутренний мир намного красивее и богаче вымышленного.
Вот бы сейчас остаться с ней наедине…
«Пора домой! – мысленно сказал он себе. – Пока я не наделал глупостей».
– Наверно, нам пора, – опередил его Береф. – Уже смеркается, а на улицах после захода солнца сейчас опасненько.
Райо согласился, и, обув мокрые ботинки, они потянулись к выходу.
– Простите меня, – провожая их, проговорила Свелл.
– За что? – взглянул на неё Райо.
– За то, что вечер получился не таким веселым, как я планировала.
– Да брось! Зато таки-им познавательным! – Береф уморительно широко взмахнул руками, и они дружно рассмеялись.