В духовной области произошли не менее значимые изменения. Бурные события XVII в. оставили заметный след в памяти народа. Смута, народные выступления были запечатлены в песнях, сказаниях легендах. Особое место в фольклоре занимали пословицы и поговорки. В них давалась оценка качеств людей, общественных отношений, власти, церкви. Меткость наблюдений, точность формулировок, простота литературной формы позволили сохраниться наиболее значимым произведениям этого жанра устного народного творчества до наших дней: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Соловья баснями не кормят», «Молебен пет, а пользы нет», «Наказал бог народ – наслал воевод».
Потребность в грамотных людях заставила обратить внимание на их подготовку. Обучение чтению, письму, счету в основном проводилось на дому. Но во второй половине столетия стали появляться и государственные школы, где готовились служащие приказов и других учреждений. Для этих целей активно использовались букварь В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого и таблицы умножения. В 1687 г. греческими учеными братьями И. и С. Лихудами была основана Славяно-греко-латинская академия.
Но основная масса населения все-таки оставалась неграмотной. По подсчетам отечественных историков, наиболее образованными в XVII в. были купцы и помещики (96 и 65 %). Затем следовали посадские люди (40 %). Среди крестьян лишь 15 % умели читать. А на последнем месте находились стрельцы, пушкари и казаки (1 % грамотных).
Вместе с ослаблением влияния церкви и распространением грамотности продолжалось накопление научных знаний. Особенно ценились сведения, которые находили применение в разных областях деятельности: строительстве, торговле, врачебном и военном деле.
Значимым событием стал выпуск в 1621 г. составленного О. Михайловым «Устава ратных и пушечных дел». В этой книге содержалась информация об организации войска, приемах ведения боя, устройстве артиллерии, способах изготовления взрывчатых веществ. Приводились в «Уставе» математические вычисления, необходимые для определения расстояния и размеров объектов.
Широко использовались для врачевания переводы иностранных лечебников и «травников». Был известен образованным русским людям и труд основоположника научной анатомии А. Везалия «О строении человеческого тела».
Астрономические знания проникали в страну, преодолевая сопротивление церковников. Однако в XVII в. в России распространялись сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Н. Коперника. Особенно выделялась среди них работа Гевелия «Селенография».
Мощный толчок развитию географии дало освоение Сибири. Экспедиции Дежнева, Пояркова, Атласова, Хабарова и др. позволили описать многие ранее неизвестные земли. Наблюдения и заметки русских землепроходцев использовались при создании новых карт азиатской части России. Расширение международных связей способствовало накоплению информации о других странах. Молдавский ученый Н. Спафарий-Милеску, служивший в Посольском приказе, оставил подробное описание Китая, составленное на основе поездки в это государство в 1675 г.
Накопление знаний сопровождалось преодолением предрассудков, разрушением религиозных представлений об окружающем мире. Процесс освоения природных богатств страны, культурные контакты с Востоком и Западом подготавливали почву для интенсивного развития отечественной науки в XVIII в.
В XVII столетии также произошли серьезные изменения в исторических трудах и русской общественно-политической мысли. Летописная форма повествования уже исчерпала свои возможности. Около 1630 г. был создан «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В этом произведении обосновывалось право династии Романовых на царствование. В дальнейшем на смену летописям пришли «хронографы». В них давался обзор мировых событий, а Россия представала хранительницей чистоты православия и наследницей Византийской империи. Составленная в 1636 г. С. Есиповым «Есиповская летопись» была уже литературным повествованием о покорении и освоении Сибири. Ее главным героем стал Ермак Тимофеевич, изображенный борцом за распространение христианства.
События XVII в. фиксировались и в исторических повестях, сказаниях. В «Новой повести о преславном российском царстве и великом государстве Московском», «Сказании…о Гришке Отрепьеве и о похождениях его», «Сказании» А. Палицына повествовалось о тяжелых испытаниях Смутного времени. В повестях «О начале Москвы», появившихся во второй половине века, развивалась давняя теория «Москва – третий Рим». Новым в ней стало утверждение о почти одновременном установлении власти Рюриковичей в Киеве и Москве. Это служило доказательством того, что столица России мало в чем уступала древнему центру славянского мира и присоединение Украины являлось закономерным итогом духовного единства русского и украинского народов.
Обмирщение культуры воплотилось и в общественно-политических произведениях. Одной из крупных работ этого времени стали «Думы политичны» Ю. Крижанича. Хорват по происхождению, он приехал в Россию для исправления богослужебных книг. Здесь Крижанич заявил о себе как стороннике объединения всех славянских народов под руководством русского царя. Но для этого в стране должны были осуществиться серьезные преобразования, направленные на совершенствование государственного управления, развитие ремесел и торговли. Крижанич был противником деспотизма и выступал за мудрое самодержавие. Но одновременно с этим он настаивал на принятии католичества, за пропаганду которого и был сослан в Тобольск.
Программы социально-экономических реформ создавались и русскими государственными деятелями. Выдающимся мыслителем своего времени был А. Л. Ордин-Нащокин. Занимая пост главы Посольского приказа и хорошо представляя положение России, он считал необходимым оказывать всемерную поддержку русскому купечеству. Для этого им предлагалось ограничить ввоз иностранных товаров. Входила в планы и борьба за выход к Балтийскому морю, что позволило бы отечественным предпринимателям выйти на зарубежные рынки. Во многом идеи Ордин-Нащокина предвосхитили преобразования Петра I.
Для русской литературы XVII в. характерно распространение светского начала и освобождение от церковно-нравоучительной направленности.
Широкое распространение получил жанр сатиры. В сатирических произведениях остро критиковались и осмеивались церковные порядки. Так в «Сказании о куре и лисице», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной», «Повести о Карпе Сутулове» и др. содержались обличения монахов и церковнослужителей. Они обвинялись в распутстве, пьянстве, забвении христианских добродетелей. Объектом сатиры также были государственное управление и судопроизводство. В едкой «Повести о Шемякином суде» разоблачались продажность судей и царившие порядки при вынесении решений. Волокита и крючкотворство описывались в «Повести о Ерше Ершовиче».
В повествовательных жанрах XVII в. прослеживается отход от средневековых представлений о предопределенности человеческой судьбы. Все чаще герой представал как личность, способная изменить свое положение в обществе. В этом он полагался только на свои личные качества и умения. В «Повести о Фроле Скобееве» был изображен мелкий дворянин, плут и хитрец, которому удалось обмануть старого боярина и жениться на его дочери.
Литературные произведения становились более реалистичными. В них правдиво изображалась жизнь разных слоев населения России. В «Повести о Савве Грудцыне» был ярко обрисован купеческий быт. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» рассказывалось о тяжелой жизни городской бедноты.
Другой особенностью русской литературы являлся интерес к внутреннему миру человека. Эта черта сочеталась с завершением перехода от исторических персонажей к вымышленным героям. При этом обобщенные образы впитывали реалии жизни, были неотделимыми от эпохи. В «Повести о Горе-Злосчастии», «Повести о Марфе и Марии» и др. перед читателями представали живые люди, на долю которых выпали серьезные испытания.
Разнообразны по своему содержанию биографические произведения. Наиболее ярким из них было «Житие протопопа Аввакума», яростного противника церковной реформы. Мятежный священник сам рассказал живым разговорным языком о своей жизни, полной гонений и преследований. Повествование остро публицистично и полно язвительных наблюдений над никонианскими порядками.
Своеобразным памятником эпохи стало сочинение бывшего подъячего Посольского приказа Г. Котошихина, бежавшего в Швецию. Прекрасно зная быт и нравы русских чиновников, законы и правила деятельности государственного аппарата, он сумел деловито и доступно описать жизнь страны, дать свои оценки состояния России.
К числу замечательных творений народа относятся повести «Об Азовском взятии и осадном сидении». В них точность и достоверность в изображении событий соседствует с пониманием борьбы за Азов как противостояния православного мира экспансии Крымского ханства и Турецкой империи. В повестях чувствуется влияние казачьего фольклора, сказаний и песен.
Новым явлением в литературе XVII в. стало силлабическое стихосложение. Оно начало распространяться в России во многом благодаря деятельности известного ученого и просветителя Симеона Полоцкого. Он переложил на стихи Псалтырь, а в конце 70-х гг. издал два сборника своих стихов. В них Полоцкий воспевал русское государство и его правителей. По форме стихи – помпезны, тяжеловесны и вычурны.
Вместе с развитием литературных жанров в России закреплялись и переложения зарубежных работ. Популярной среди населения была «Повесть о Бове королевиче», сказка, в основе которой лежал западноевропейский рыцарский роман. Другим известным произведением стала «Повесть о Еруслане Лазаревиче», прославлявшая подвиги героя-богатыря в поисках любви и славы. Она попала в Россию с Востока через казачью среду. Ее содержание испытало серьезные переделки и было приспособлено к русским условиям.
Освобождение литературы от религиозного аскетизма нашло свое выражение в стремлении к светскости и обмирщению. Раскрепощение от религии способствовало обращению к мирским вопросам, отображению в литературном творчестве повседневной жизни людей.
В живописи XVII столетия преобладало плоскостное изображение в росписях храмов и иконописи. Иконы стали убираться в оклады из золота, серебра и драгоценных камней. Техника письма в целом становилась более грубой, происходило и упрощение композиции. Большое внимание уделялось аллегорическому изображению. Реалистические тенденции пробивались с большим трудом. Высшего развития в XVII в. иконопись получила в творчестве С. Ушакова (1626–1686). Наиболее известные его работы – «Спас Нерукотворный», «Троица». Но в отличие от своих предшественников Ушаков стремился к материальному, телесному изображению. Особенно ему удавалась портретная живопись, использование светотени.
Все более реалистичное изображение людей на иконах привело к появлению портретов, называемых в России парсунами. Известны изображения царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского, царя Федора Алексеевича. К концу века уже были очевидны отход от традиций иконописи, объемная передача перспективы. Русская живопись все больше эволюционировала от церковного к светскому содержанию.
Знаковым явлением в культурной жизни страны стала и организация при дворе царя Алексея Михайловича театра (1672). Хотя состав актеров набирался из жителей Немецкой слободы и просуществовала труппа всего четыре года, но она создала прецедент театрального представления в России. Обмирщение культуры и искусства затронуло и эту область.