1. Материальная культура и архитектура

XVII в. занимает особое место в истории России. В это столетие начался переход от эпохи средневековья к новому времени. Традиционное мировоззрение, быт, нормы поведения, морали подвергались проверке на прочность. Новые веяния в жизни страны сочетались со стариной, что создавало неповторимый колорит, накладывало свой отпечаток на происходившие события, характер людей.

Отличительной чертой XVII в. стало активное развитие городов. В них широкое распространение получили ремесла, торговля. Здесь же формировался новый тип личности, освобождавшейся от религиозных предрассудков и рассчитывавшей в жизни на свой опыт, умения и смекалку.

Существенное влияние на культуру и искусство XVII в. оказало проникновение научных знаний. Другими важными факторами в формировании новых культурных тенденций явились церковный раскол и усиление контактов с другими странами и народами.

Процесс освобождения от духовного диктата религиозных верований и усиления светских начал получил название «обмирщения» культуры.

В материальной сфере усвоение технических новшеств позволило добиться значительных сдвигов в превращении ремесла в мелкое товарное производство. Особенно быстрый прогресс наблюдался в изготовлении огнестрельного и холодного оружия. Русские мастера наладили выпуск современных видов пушек, мушкетов, пищалей, сабель, пик.

По-прежнему высоко ценились произведения ювелиров. Созданные в Москве Золотая и Серебряная палаты Оружейного приказа изготавливали различные предметы, предназначенные для царского обихода. Большое значение имела чеканка монет.

Высокого уровня достигло литье колоколов. Литейщик К. Самойлов изготовил по царскому указу колокол весом в 12 500 пудов. Широко была распространена резьба по моржовой кости. Косторезы готовили на заказ ларцы, шахматы, шкатулки, пользовавшиеся большим спросом среди состоятельного населения.

В XVII в. центрами массового производства изделий из льна и пеньки стали Псков, Новгород, Ярославль и др. города. Льняные ткани, холст, канаты шли на продажу не только внутри страны, но вывозились и за рубеж.

Невиданный ранее размах получило каменное строительство. Кирпичные здания все чаще стали приходить на смену деревянным теремам бояр и дворян в городах.

Потребность в стекле привела к его широкому изготовлению. Уже в 30-е гг. в стране был построен первый стекольный завод.

В XVII в. образовались группы высококвалифицированных мастеров в различных отраслях производства. В России создавались предпосылки для кардинальных изменений в материальной культуре.

В архитектуре, как и в других областях искусства, были заметны признаки обмирщения и возрастания влияния светской культуры. Гражданское строительство приобрело невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. В качестве строительного материала архитекторы использовали как дерево, так и камень.

Выдающимся творением эпохи стал деревянный дворец в с. Коломенском (1667–1678). Он был сооружен под руководством С. Петрова и И. Михайлова. Дворец представлял собой уникальное строение, выполненное в лучших традициях деревянной архитектуры. В нем насчитывалось 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Дворец простоял почти сто лет и был разобран в 1768 г.

В деревянном зодчестве проявлялась живая игра воображения, декоративные элементы казались пришедшими из народных сказок. Такие украшения придавали зданиям праздничный, жизнерадостный вид. Проникали они и в каменное светское строительство. Внешний вид построек терял строгость и приобретал изысканную нарядность. Выдающимся сооружением XVII в. стал Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636). Он был построен Б. Огурцовым и Т. Шарутиным.

Черты обмирщения были заметны и в церковном зодчестве. Верхняя часть шатровых храмов еще более вытягивалась вверх, что придавала им легкость, устремленность к небу. Типичной для первой половины XVII в. стала Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), которую называли дивной. Также изящна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635–1638). Подлинным шедевром русских мастеров является церковь Троицы в Никитниках (1628–1631) в Москве. Живописная композиция, декоративность убранства, шатровое завершение колокольни придавали ей праздничный вид, который плохо сочетался с церковным аскетизмом. Собор в Никитниках оказал влияние на целый ряд культовых построек в столице и на периферии.

Стремление к декоративности и нарядности проникло и в крепостное строительство. Перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624–1625 гг. англичанин Ф. Галовей и Б. Огурцов возвели Спасскую башню в его нынешнем виде. Появились шатры и на других башнях Кремля. Вокруг Москвы было создано несколько монастырских ансамблей – Симонов, Новодевичий, Донской и др.

Однако красочность и живописность храмовых построек вызвала недовольство патриарха Никона. Он считал одним из средств возвышения церкви строительство величественных культовых сооружений. В 1652 г. было запрещено возведение шатровых храмов. За эталон была взята монументальность собора «гроба Господня» в Иерусалиме. Именно в таком стиле был выстроен Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой.

Но шатер не исчез из русского зодчества. Он активно использовался в строительстве колоколен. А вдали от столицы продолжалось сооружение и шатровых церквей. Они сохранились на севере (гг. Кострома, Ярославль и др.). К их числу относятся храмы Ильи Пророка (1647–1650) в Ярославле, Иоанна Предтечи в Толчкове (1671–1687), Иоанна Златоуста (1649–1654) в Коровниках.

Культовые сооружения, как правило, украшались резьбой по камню, который называли «каменным узорочьем». Использовались для этой цели и изразцы.

Творческий поиск русских мастеров завершился в конце XVII в. переходом к новому стилю – московскомунарышкинскому») барокко. В нем особенно явно проявилось освобождение от канонов средневекового зодчества и стремление к декоративности. К лучшим образцам московского барокко относится церковь Покрова в Филях (1693–1694).

Загрузка...