1. Культура Киевской Руси

Культура древнерусского государства складывалась под влиянием язычества и великой культуры Византии, главным составляющим элементом которой являлось христианство. Язычество имело давние традиции в жизни славян и вело отсчет своего существования еще со времен первобытного общества. Христианство, пришедшее на Русь в X в., медленно входило в мировоззрение, быт, привычки населения и постепенно начинало определять характер материальной и духовной культуры.

Под материальной культурой понимается овеществленное воплощение деятельности человека: орудия труда, оружие, здания и т. п. Духовная культура включает в себя произведения искусства, устное народное творчество, литературу, общественно-политическую мысль. И хотя подобное деление весьма условно, оно позволяет составить конкретное представление об общем культурном развитии народа.

Материальная культура Киевской Руси находилась на высоком для своего времени уровне. Об этом свидетельствует большое количество городов, являвшихся центрами ремесла и торговли. В IX–X вв. насчитывалось 25 городских поселений, в XI в. – 89, к концу XII в. – 224. Не случайно жители Скандинавии называли Русь Гардарикой (страной городов). Из ремесел высокого развития достигло кузнечное производство, ювелирное и гончарное дело, деревянное строительство.

Древнерусские кузнецы изготавливали прекрасное оружие и доспехи. За рубежом особенно ценились кольчуги, мечи, боевые топоры и щиты. Но не только оружие ковалось в кузницах. Для нужд земледелия выпускались наральники для сох, серпы и другие виды сельскохозяйственных орудий.

Не меньшей славой пользовались ювелирные изделия. Древнерусские мастера владели различными способами обработки металла: ковкой, чеканкой, позолотой, филигранью, червлением и тиснением. Известно было на Руси и литье по восковой фигуре, которое называют еще бесшовным литьем. Широко применялись при изготовлении ювелирных украшений зернь, скань и перегородчатая эмаль. Техника зерни состояла в припаивании на металлические пластины серебряных или золотых зерен, из которых составлялся определенный узор. Название скани происходит от древнерусского глагола скати – скручивать, сучить. В основе изготовления предмета лежало создание из скрученной проволоки основы для ажурных узоров. Техника перегородчатой эмали требовала умения наносить посредством металлических пластин контур рисунка. Образовавшиеся ячейки заполнялись разноцветной стекловидной массой, которая под воздействием высоких температур и последующем остывании создавала разнообразную и яркую цветовую гамму.

Высокого качества продукции добились и гончары, изготавливавшие разную хозяйственную посуду: корчаги, кринки, плошки, чашки и т. п.

До принятия христианства строительство жилых помещений в основном было деревянным, чему в немалой степени способствовало большое количество строительного материала – древесины. Но и после 988 г. позволить себе каменное жилье могли только очень богатые люди. Широко использовалось дерево при создании речных судов: лодей, челнов, стругов.

Потребность в кожаных и меховых изделиях стимулировала развитие кожевенного и скорняжного дела.

В основе устного народного творчества лежали мифы и сказания древней истории славян. Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными праздниками. Встреча (коляда) и проводы (масленица) зимы, праздник радуницы, середины лета (праздник Ивана Купала) и др. имели свой исток в далеком языческом прошлом. После принятия христианства церковь лишь приспособила их к новым религиозным верованиям. Сохранились у восточных славян от языческого прошлого и верования в духов леса, реки, дома – лесовика, водяного, русалок, домового. Такие представления сохранялись и передавались из поколения в поколение в виде сказок, легенд, былин. Народная мудрость и сметка проявлялись в различных загадках, пословицах и поговорках. Некоторые из них закрепились в летописях и других письменных источниках: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Безумных не орют, не сеют, а сами ся рожают», «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Сохранение устного народного творчества стало возможным в результате распространения письменности и грамотности. Великими просветителями славянских народов Кириллом (Константином) и Мефодием в IX в. была составлена азбука. По всей видимости, они использовали для этой цели древнерусские письмена, известные современникам под названием «черт и рез». По крайней мере, сохранились предания о том, что Кирилл во время своего путешествия по Крыму видел в Херсонесе Евангелие и Псалтырь, написанные старым алфавитом.

Книжная грамотность, создание книг позволили Киевской Руси стать в один ряд с другими народами в деле освоения культурного наследия человечества. Самой древней сохранившейся русской книгой является Остромирово евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в XI в. Значительную художественную ценность представляют Мстиславово евангелие, Изборники 1073 и 1076 гг. Древние книги создавались долго. Кропотливо и искусно переписчики выводили на пергаменте (специально обработанной коже молодого теленка) буквы и замысловатые миниатюры, украшавшие страницы фолианта. Стоили такие книги очень дорого.

Для простых людей пергамент был недоступен, но выход был найден в использовании дешевого материала – бересты. Она применялась для написания писем, деловых документов, долговых расписок и т. п.

Принятие христианства подтолкнуло не только к изучению Библии и Евангелия, но и открыло доступ к богатому наследию греческой культуры. На Руси стали активно переводить на древнерусский язык жития святых, хроники и повести.

Заметным шагом в культурном развитии стало летописание (особая форма исторических знаний в виде годичных сообщений о событиях). Наиболее полным собранием летописей киевского периода считается «Повесть временных лет», созданная по легенде монахом Киевского Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Наряду с летописанием стало развиваться и литературное творчество. В числе наиболее значимых произведений этого периода «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона. В этом произведении, прославляющем христианскую религию, он противопоставлял Ветхий (Библия) и Новый (Евангелие) Завет. По его мнению, новозаветная благодать выше библейского закона. Тем самым Илларион стремился доказать равенство всех народов перед богом. Его взгляды были также направлены против попыток Византии подчинить молодые христианские народы (и население Киевской Руси в том числе) своему влиянию.

К другим формам литературных произведений относятся жития русских святых: Бориса и Глеба, Ольги, Владимира. Особый жанр составляют записки русских путешественников, так называемые «хожения». К числу наиболее известных работ относится «Хожение Даниила», игумена черниговского монастыря в Палестину. В нем сообщались не только сведения о христианских святынях, но и содержалась информация о климате, природе, растительном и животном мире далеких от Руси мест.

Появился на Руси и жанр воспоминаний. В начале XII в. князем Владимиром Мономахом было написано «Поучение». Оно содержало наставление детям, воспоминания и послание князю Олегу Черниговскому. В «Поучении Владимира Мономаха», отличавшемся высокой художественностью, были четко сформулированы главные жизненные принципы, которыми руководствовался в своих действиях этот выдающийся государственный деятель: мужественность и смелость, верность слову и нищелюбие, вера в бога и готовность на подвиг.

Принятие христианства и становление новой религии сказалось и на развитии архитектуры. Каменное строительство напрямую было связано с деятельностью приехавших на Русь византийских мастеров. Они воздвигли в Киеве храм Успения Богородицы, более известный как Десятинная церковь, названная так по десятой доли от всех доходов, отпускаемой киевским князем на украшение этого собора.

В основе строительной техники византийских зодчих лежало использование плоского греческого кирпича (плинфы). Его форма в сочетании с умелым использованием способов кладки увеличивали прочность зданий.

Строившиеся на Руси храмы имели крестово-купольную форму. Она представляла собой прямоугольное помещение, разделенное столбами на несколько частей (нефов). Обычно древнерусские храмы были четырехстолпными и трехнефными. При необходимости количество нефов могло возрастать, как и число столбов.

Самыми известными культовыми сооружениями стали Софийский собор в Киеве (1037), Новгородская София (1045–1050), Успенская церковь Печерского монастыря в Киеве (1073–1078), Георгиевский собор Юрьева Монастыря в Новгороде (20–е гг. XII в.). Храмы отличались большой вместительностью и богатым внутренним украшением храмов. Это было необходимо для активного распространения христианства среди населения и эмоционального воздействия на прихожан.

Интерьер храмов обычно украшался фресками и мозаикой. Фреской называется роспись водяными красками по еще не высохшей штукатурке. Эта техника требовала быстроты и расчета, ясности замысла, точности исполнения. В соборах древней Руси фрески посвящались не только церковным сюжетам, но и сценам обыденной жизни. В Киевской Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Интересна и сохранившаяся фреска с изображением музыкантов и скоморохов.

Мозаика представляет собой технику создания изображения при помощи специального стекловидного материала (смальты). Ее разноцветные кусочки, расположенные под различным углом наклона, образовывали неповторимые картины. При попадании лучей света мозаика «играла», завораживала внимание верующих. Именно такое впечатление производит Богоматерь-Оранта Софийского собора в Киеве. Для ее создании было использовано около 130 оттенков цветовой гаммы. Прекрасна и мозаика Дмитрия Солунского из церкви архангела Михаила в Киеве.

Прославлению величия и силы столицы служила постройка Золотых ворот. Они символизировали богатство и могущество Руси.

С принятием христианства получило распространение и станковая живопись (иконы). Традиция письма по дереву, как и многое другое, пришла из Византии, и первыми наиболее почитаемыми иконами были иконы византийского письма. Среди них выделяется «Владимирская Богоматерь». Она полна нежной лирики, мягкости и глубины чувств. Образ «Владимирской Богоматери» послужил основой для создания на Руси целого ряда икон на эту же тему.

Загрузка...