16 марта (вторник). Русская Православная Церковь в царствование Николая
II
Безусловно, царская Россия была православной страной. По Всероссийской переписи населения 1897 г. из 125,6 млн. населения исповедовавших православие было 69,3 %.
За годы царствования императора Николая II (1894-1917 гг.) население страны выросло до 170 млн. чел. (на 1913 г.). Православных стало более 70 % населения.
Сам Государь император, будучи набожным человеком, много потрудился на благо Русской Православной Церкви. Он заботился о строительстве храмов и монастырей. В его царствование количество церквей увеличилось на 10 тыс. (их стало 57 тыс.), а монастырей на 250 (их стало 1025). Император заботился и об открытии при церквях церковно-приходских школ. Такие школы открывались по всей стране, они были почти при каждом храме.
На Пасху 1905 г. Государь издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости», легализовавших положение старообрядцев. Они получили назад свои церкви. В 1906 г. по повелению императора было создано Предсоборное Присутствие, которое разрабатывало вопросы церковного порядка. Это уже была подготовка для Церковного Собора, который осуществился в 1917 году.
Государь много потрудился для прославления новых святых в России. За время царствования императора Николая II было причислено к лику 8 святых угодников Божиих и святителей. Помимо преподобного Серафима Саровского, это были: святитель Феодосий Углицкий, архиеп. Черниговский, св. княгиня Анна Кашинская, преподобная княгиня Евфросиния Полоцкая, святитель Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, святитель Питирим, епископ Тамбовский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский.
Однако в Церкви были и свои проблемы. Для большинства простого народа живая вера превратилась в обрядоверие, большинство интеллигенции вообще ни во что не верило, среди высших аристократических кругов модными были спиритические сеансы. Печально и то, что, когда Государь отрекся от престола, Синод издал постановление о служении литургии без возношения Самодержавного Царского имени, и большинство архиереев его приняли.