В 1768 г. в Алексине приключился сильнейший пожар, который истребил весь город (осталось только 4 купеческих дома и соборная церковь), поэтому ничто не мешало отстроить Алексин заново. По новому регулярному плану административным центром осталась историческая часть города – кремлевский холм. От него отходили три параллельные улицы: Первая и Вторая Перспективные и Крапивенская. Город окружали слободы: Стрелецкая, Пушкарская, Кузнецкая и Рыбацкая.
В 1777 г., когда Алексин стал уездным городом, в нем было 342 дома, из них только два каменных. Наиболее замечательным был дом купца Ивана Афанасьевича Маслова. Впоследствии он стал Земской Управой, ныне здесь расположен Алексинский краеведческий музей.
В 1831 г. город вновь сильно пострадал от пожара. В середине XIX века в Алексине насчитывалось 251 деревянных и 14 каменных домов, в нем проживало 2382 чел., было два училища и богадельня. В 1874 г. через город прошла железная дорога, и был построен железнодорожный мост через Оку.
В целом город жил тихой провинциальной жизнью, в торговле он сильно уступал Белеву и Туле. Иногородние купцы не жаловали Алексин, на ярмарке съезжались обычно крестьяне окрестных сел да местные торговцы. Город оживал зимой, когда на зимние квартиры в него прибывала одна из батарей артиллерийской дивизии.
В 1916 г. в Алексине проживало шесть с половиной тысяч жителей. Было 4 церкви: Успенская соборная, Николаевская, Иоанно-Предтеченская и Свято-Троицкая кладбищенская, 2 гимназии (женская и мужская), 2 церковно-приходские школы, 1 земская школа и 1 народное училище.
С Алексиным связаны имена таких людей, как первый глава Временного правительства князь Георгий Львов, полярная путешественница Татьяна Прончищева, конструктор оружия Игорь Стечкин и композитор Родион Щедрин.
Сейчас город Алексин – большой промышленный центр (в городе проживает 58 тыс. жит.), а в окрестностях города создан целый оздоровительный комплекс из домов отдыха, турбаз, санаториев и детских лагерей.