Напротив Кремлёвского сада в XVII – начале XX веков располагался комплекс построек Тульского женского Успенского монастыря, занимавший к началу XX века целый квартал.
Точное время основания Успенского женского монастыря неизвестно. Известно лишь, что писцовая книга 1587 г. сообщает о работах, проводимых по наказу царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, по устройству девичьего монастыря. В царствование Алексея Михайловича, в 1645-1649 гг., обитель уже существовала. В документах есть запись от 1657 г. о выделении монастырю денежной годовой ренты. Храм во имя Успения Божией Матери был деревянным, вместо каменной ограды – плетень. В конце XVII века монастырь был обнесён каменной оградой с четырьмя каменными башнями (в одной из них находилась Успенская часовня), а деревянная церковь стала каменной.
Главным храмом монастыря была Успенская церковь. Церковь несколько раз перестраивалась. Последний собор был сооружён в 1899-1902 гг. в духе популярного в то время византийского стиля. Храм двухэтажный, пятиглавый. Ни одно тульское здание не может сравниться с Успенской церковью по качеству кирпича и виртуозности кирпичной кладки. Над входом в храм располагались цветные витражи, не сохранившиеся до настоящего времени. Интерьер храма был украшен живописью, повторившей монументальную роспись Владимирского собора в Киеве, исполненную В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. В начале XXI века первый и второй этажи собора расписаны вновь.
С давних времен был известен второй храм монастыря – св. Николая Чудотворца, он назывался Никола на площади. Именно в нем находилась икона Николы Тульского, так почитаемая туляками. Позднее за обветшанием Николаевского храма на его месте в 30-40 годы XIX века был построен двухэтажный обширный храм Преображения Господня с шестью престолами, по проекту архитектора Василия Федоровича Федосеева (1794–1860).
Преображенская церковь Успенского монастыря – одно из лучших творений В. Ф. Федосеева в нашем городе. Из тульских храмов, пожалуй, именно эта церковь наиболее близка к петербургской архитектуре позднего русского классицизма. Ученик К. Росси оказался достоин своего учителя. Северный и южный фасады украшают колоннады из восьми мощных дорических колонн. Между колоннами большие окна, благодаря которым хорошо освещался верхний храм. Цокольный этаж (нижний храм) имел полукруглые окна, обрамленные клиновидными камнями.