23 февраля (вторник). Православные монастыри Тульского края

В создании и развитии Русского государства и православия важная роль отводилась монастырям. Первые монастыри появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого (1019 – 1054), в частности, знаменитая Киево-Печерская лавра. Они имели огромное влияние на жизнь не только епархий, но и городов.

Особенно способствовали монастыри духовному и экономическому возрождению Северо-Восточной Руси в период монголо-татарского ига. Начиная с XIV века на Руси наметилось активное строительство монастырей и началась монастырская колонизация. В дремучие северные леса стали уходить многие монахи. Собираясь, братия строила храмы, кельи, возводила крепостные стены. Начиналась монашеская жизнь и неусыпная молитва о спасении Русской земли. Так возникли многие знаменитые монастыри: Кириллов и Ферапонтов под Вологдой, Соловецкий на Белом море и многие другие. В 1337 году преподобным Сергием Радонежским была основана самая знаменитая обитель – Троицкий монастырь. Около монастырей стали селиться крестьяне, появились села. Села, разрастаясь, превращались в посады или даже города.

В XVI-XVII веках власть митрополитов, а затем и патриархов, как и власть князей и царей простирались на всю территорию России. Укрепились и монастыри. В XVI веке в Московской Руси было уже 150 пустынных и 104 городских монастыря. Монастыри стали молитвенниками за русскую землю. В них составляли летописи, переписывали и сохраняли книги, писали иконы. При храмах и монастырях шла основная культурная жизнь города XVI-XVII веков. Здесь могли найти приют и еду обездоленные, больные, старики. При наступлении неприятеля монастыри превращались в неприступные крепости.

Когда появились первые монастыри в Тульском крае, неизвестно. До нас дошли отрывочные сведения об отдельных обителях, принадлежащих в разное время разным епархиям. Часто монастыри создавались удельными князьями. Так, князь Иван Воротынский в начале XVI века поставил монастырь в Одоеве в честь победы на Куликовом поле. Впоследствии он получил название Анастасов монастырь. Но самым старым считается Никольский Венев-монастырь.

Во второй четверти XVI века появляется Спасо-Преображенский монастырь в Белеве, в 1552 г. был основан в Туле Предтечев монастырь. В 1585 г. появляется знаменитая Свято-Введенская Жабынская Макарьева пустынь. В 1619 г. основан Свято-Духов Новосильский мужской монастырь, в 1625 г. – Крестовоздвиженский женский монастырь в Белеве, в 1628 г. – Успенский мужской монастырь в Епифани, в 1688 г. – Богоявленский мужской монастырь в Веневе. В 1645-1649 гг. в Туле уже существовал Успенский женский монастырь.

В ходе секуляризационной реформы Екатерины II большинство монастырей Тульско-Белевской епархии были закрыты и монастырские храмы превратились в приходские.

В 1864 г. на окраине Тулы появился Богородичный Пантелимонов Щегловский мужской монастырь. До революции женские монашеские общины были в Кашире (Свято-Никитская) и селе Дворянинове Алексинского уезда (Спасо-Казанская).

В годы советской власти все монастыри были закрыты. В постсоветское время восстановились (или восстанавливаются) почти все старые монастыри и появилось много новых.

Загрузка...