Спасо-Преображенский мужской монастырь в Белеве – один из самых древних на тульской земле. Он был основан на средства удельных князей Белёвских на месте старого белевского городища во второй четверти XVI века. Здесь находятся усыпальницы этих князей. Монастырь находится на высоком берегу Оки, откуда открывается великолепный вид. Внушительное каменное строение являлось также крепостью, защищавшей русские земли от набегов кочевников. В свое время монастырь имел огромное значение и влияние, ему подчинялась даже Оптина Пустынь. Сюда приезжал Иван Грозный, которому так понравился монастырский быт и хозяйство, что он пожертвовал обители внушительную сумму денег. По описи 1614 г. монастырь имел 5 деревянных церквей, главная из них – Преображенская – представляла собой шатровую церковь. Большой пожар 1681 г. уничтожил все деревянные постройки, после чего в 1683-1712 гг. были построены 4 каменных храма – Преображенский собор, надвратная Алексеевская, Введенская и Иоанно-Предтечевская церковь. Кроме вышеперечисленных храмов, Белевский монастырь имел настоятельские и братские кельи и духовное училище, основанное в начале XIX века. Также до 1854 г. на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное. В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни.
У стен Спасо-Преображенского собора покоится блаженный Никифор, считающийся у верующих покровителем торговли и житейских нужд. На основании старых документов определили точное место его захоронения, и оно стало местом поклонения праведнику. Матрона Московская, святая, родившаяся на тульской земле, очень почитала Блаженного Никифора и любила молиться перед его образом.
В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря были приспособлены под жилье.
В 2008 году было принято решение о восстановлении монастыря. И Спасо-Преображенский монастырь зажил новой жизнью, почти все храмы его восстановлены, затеплилась монашеская жизнь.