В Туле есть два храма, посвященные Рождеству Христову. Оба они построены стараниями Акинфия Демидова, старшего сына основоположника тульской и всероссийской династии промышленников и предпринимателей – Никиты Демидова.
Для удовлетворения духовных нужд оружейников в Кузнецкой (Оружейной) слободе в XVII веке существовало два деревянных храма – это Георгиевская церковь (ул. Луначарского, бывшая Георгиевская, 59) и Вознесенская церковь (ул. Герцена 12). В XVIII веке они были перестроены в каменные храмы. Первый же каменный двухэтажной храм в Кузнецкой слободе был возведен в 1730-1734 гг. Создателем этого храма считается Акинфий Демидов. Храм назывался то церковью Рождества Христова (по имени верхнего храма), то «Николо-Зарецким, что на оружейной слободе» (по имени церкви нижнего этажа). В 1734 г. внизу были устроены приделы во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и Преподобного Тихона Калужского.
Иногда этот храм называли еще Николой Богатым, так как он был богато украшен стараниями и капиталами Демидовых. Помимо Демидовых, в числе благотворителей Николо-Зарецкого храма были и представители других известных тульских родов. В частности, Андрей и Иван Родионовичи Баташевы принимали самое живое участие в изыскании средств для восстановления церкви после пожара 1779 года, что был на «Зарецкой стороне» (пострадала кровля и верхний храм). Свои вклады в храм делали оружейники Лялины, Коротковы, купцы Зверев, Белоусов и другие.
В 1734 году близ нижней трапезной церкви была устроена часовня-склеп для погребения членов семьи Демидовых. Сам Никита Демидов был погребен на кладбище, существующем при старой деревянной Никольской церкви. Следы его захоронения не обнаружены. По неполным данным в усыпальнице храма положены тела Акинфия Демидова и его второй жены Евфимьи Ивановны, Григория Акинфиевича Демидова и его жены Анастасии Павловны Сурмищевой и других членов семьи Демидовых (всего до 20 захоронений).
По архитектурной композиции, имеющей, скорее, дворцовый характер, Христорождественская церковь относится к петербургскому барокко тридцатых годов XVIII века. Отдельно стоящая колокольня сохранила исконно русскую схему, типичную для ярославских звонниц XVII – начала XVIII столетий. До 1779 года второй ярус колокольни был связан с церковью металлическим переходом, проходившим над Никольским переулком. Колокольня имела часы с курантами, на ней находилось 13 колоколов. Внутри храм поражал обилием света, позолоты, железа. Куранты, купленные Акинфием за границей, мерно и четко отбивали время, оглашая Заречье приятным колокольным звоном. При церкви существовала богадельня и церковно-приходская школа, которая располагалась вблизи церкви в двухэтажном доме.
После революции 1917 года для церкви настали печальные времена. С 1925 г. здание церкви находилось в пользовании общины старообрядцев. В 1929 г. была предпринята первая неудачная попытка закрытия церкви. В 1934 г. церковь была передана в аренду Военно-учебному центру Автодора. Вскоре после закрытия церковь разграбили, лишь немногое удалось передать в краеведческий музей. Арендаторы помещения приспособили здание под свои нужды, что привело к утрате многих ценных элементов декора и убранства, в том числе росписи, было снято навершие главного храма, склеп Демидовых был превращен в камеру парового отопления.