11 марта (26 февраля – по ст. ст.) 1764 г. последовал Указ Екатерины II о лишении Церкви земельной собственности, уничтожении монастырских вотчин и закрытии монастырей. Теперь монастырские крестьяне числом около 2 млн. чел. обоего пола были изъяты из ведения духовенства и переданы в управление Коллегии экономии. В ведение государства вошли вотчины церквей, монастырей и архиереев. Из 954 монастырей, принадлежащих Русской Православной церкви, 567 было упразднено, 226 монастырей бралось на содержание государства, остальные монастыри (161) должны были существовать на добровольные пожертвования.
В «Очерках по русской истории XVIII века» А. С. Пушкин так описал гонение на Церковь при Екатерине II, отметив его последствия:
«Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар просвещению народа. Семинарии (которые зависели от монастырей, а не от епископов) пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностью. От сего происходит в нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии… Жаль! Ибо греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер.
В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но огражденное святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и Божеством. Мы обязаны монахам нашей историей, следственно, и просвещением. Екатерина знала все это и имела свои виды…»