Глава 9. Дом на Верху

Это должно было случиться. Тьяна внутренне подобралась и исподлобья взглянула на Мару. Она знала, что сделки не избежать, и оставалось лишь надеяться, что Медович даст скидку: плата за молчание и помощь с уликами могла оказаться слишком велика. Колючие мурашки пронеслись по спине, будто кто-то провел по ней букетом осыпавшихся роз. Мысли заметались, пытаясь предугадать, какую цену потребует неожиданный союзник. Поняв, что не может скрыть волнение, Тьяна поспешила перейти к делу:

– Чего ты хочешь? – голос звучал неважно.

– Для начала совсем немного. – Мару подал ей руку и помог сойти на берег. – Буквально пустяк.

– Для начала? – переспросила Тьяна, встраиваясь в толпу вслед за Медовичем.

Проигнорировав вопрос, он сказал:

– Тебе придется стать моей девушкой. Не волнуйся, это всего на одну ночь.

Тьяна замерла, ошеломленная словами Мару. Мурашки, устав кусать кожу, перекинулись на внутренности. Сузив глаза, она вгляделась в лицо Медовича, но не прочла ответа. Что это значит: «стать девушкой»? И как понимать: «на одну ночь»? Мозг зацепился за последнее слово, накатила удушливая волна, и голос Вэла вдруг прозвучал в голове: «Не притворяйся наивной овечкой, Тьяна».

– Что ты имеешь в виду? – щеки запекло от стыда и гнева. – Если ты решил, что можешь воспользоваться мной… – она сжала кулаки.

– Нет. – В глазах Мару вспыхнуло удивление. – Разумеется, я не это имел в виду. Тебе надо всего лишь изобразить мою девушку. Сыграть роль. Мне нужно посетить кое-какой клуб, но если приду один – ничего не получится.

Из жара Тьяну бросило в холод, а затем снова в жар. Захотелось ударить себя по лбу за дурную догадку. За то, что меряла других мужчин по Вэлу, хотя обещала так не делать. За то, что всё еще помнила навалившееся тело и отвратительно-горячую простынь, боль и пустоту, щелчки ножниц и падающие в раковину пряди – после их с Велимиром «ночи».

Ночи, на которую она не давала согласия.

Как и Млада.

Должно быть, печаль и злость отразились в чертах Тьяны, потому что Мару сказал:

– В рамках наших ролей ты сможешь влепить мне пощечину. – Его лицо оставалось серьезным, но в глубине глаз искрили смешинки: словно снег мелькал на фоне летней зелени. – Почему-то мне кажется, что тебе придется по душе эта идея.

Тьяна фыркнула, медленно разжала кулаки и устремила взгляд на окна небоскребов, выкрашенные закатным солнцем. Под ними ютились трехэтажные дома, точно нарядные дети у ног взрослых: одетые в красные кирпичные платья, отороченные барельефами и ажурными пожарными лестницами, они ждали своего часа, чтобы вырасти. Тьяна не раз видела, как к невысоким – по нынешним меркам – домам пристраивали один, два, а то и три этажа. Город рос и вширь, и ввысь. Иногда этот процесс казался Тьяне враждебным и захватническим, а порой – естественным, как сама жизнь.

– Нам надо изобразить несчастную пару? – уточнила она.

– Да. Я буду негодяем, а ты жертвой. Что скажешь, Островски?

– Думаю, у меня получится. – Тьяна тронула шляпку и отвела глаза.

Они свернули с Водной улицы на Жемчужную, где разномастный люд отдыхал от морской качки. Из сигарной потянуло травянистым дымом, из кофейни – жареным зерном и выпечкой, а из газетного киоска – типографской краской. Издали прозвенел трамвай и долетел окрик торговца калачами.

– Знаешь, почему эту улицу назвали Жемчужной? – неожиданно спросил Мару, глядя то ли на вывески, то ли сквозь них.

– У нас урок истории?

– Да, – невозмутимо кивнул Медович. – Вся жизнь в Вельграде – один нескончаемый урок истории. Ты не заметила?

– Были бы все вопросы настолько простыми, как этот, – покачав головой, Тьяна ответила: – Здесь мистерианцы добывали жемчуг.

– Нет. Здесь мистерианцы добывали моллюсков. А жемчуг они выбрасывали. Когда оссы впервые прибыли сюда, тут повсюду, – он обвел пространство рукой, – валялись драгоценные перлы. Бери не хочу.

– Ты это к чему? – Тьяна наморщила лоб.

– Иногда сокровище – не то, что кажется.

– Да, мистерианцы ошибались, выбрасывая жемчуг, но…

– Думаю, ошибались как раз другие.

– Урок истории превратился в урок философии? – легкая усмешка коснулась Тьяниных губ, и Мару ответил тем же. Успокоившись и осмелев, она спросила: – Зачем нам изображать пару?

– Нужно привлечь внимание одной особы, но ее не интересуют ни деньги, ни связи, ни симпатичные юноши. – Тьяна отметила, что Мару поскромничал, не использовав слово «красивый», хотя явно намекал на себя. – Так что мне совершенно нечего ей дать.

– А если я ударю тебя, это ее заинтересует? – Тьяна подняла брови.

– Если ударишь, заплачешь, сделаешь вид, что ужасно расстроена – надеюсь, да. – В задумчивости он вскинул руку, и к тротуару тотчас вильнул таксомотор. – План банальный и ненадежный, но другого нет.

Пропустив Тьяну, Мару сел рядом, сказал адрес, и угловатый «Дюз-и-Бергович», потолкавшись у обочины, встроился в поток. В машине пахло старой кожей сидений, бензином и дешевым табаком: точь-в-точь как в дедушкином «Дюзе», ныне гниющем в сарае у родителей. Дед, сколько помнила Тьяна, мечтал о серебряном покатом «Еллинеке», но деньги в семье тратились на другое: когда есть долги – тут уж не до желаний. Чтобы случайно не загрустить, Тьяна задумалась: куда они едут? К загадочной особе, чье внимание хочет привлечь Мару? Нет, рановато для клубов, да и Медович что-то говорил про платье. Значит – за ним.

По улице, названной Мару, Тьяна догадалась: таксомотор направлялся на Верх, но не на запад, где возвышалась башня Девы, а на восток – к музейному кварталу, носящему прозвище Семь Верст. Тьяна не слишком интересовалась искусством, не считая ядоварения и переводов. Всеми своими познаниями в картинах и скульптурах она была обязана Власте – та писала маслом, лепила из глины и, по мнению Тьяны, подавала надежды. Сама подруга так не считала и частенько жаловалась, хлюпая носом: «Никогда мне не висеть на Семи Верстах!». Все знаковые произведения искусства, созданные признанными творцами империи или купленные за деньги от продаж магических ядов, выставлялись в музейном квартале. Многие художники мечтали оказаться там, но зачастую начинали и оканчивали свои карьеры в Низу – в крохотных галереях «не для всех», в школах живописи, а то и в парках, рисуя за медяки портреты детишек. Верх был для богатых, успешных, высокосословных. А Низ – для тех, кто стремился на Верх.

Таксомотор, пробившись сквозь загруженную Средню, покатил по верхнему Вельграду. Закат догорал, зажигались фонари, и лиловая дымка опускалась на город, но настоящие сумерки были еще впереди. Тьяна прильнула к окошку. Она слишком редко бывала в этом районе: в музеи не ходила, богатыми друзьями не обзавелась. За стеклом плыли чистые улицы, деревья и дома. Ни одного небоскреба, ни одной развалюхи – лишь стройные ряды кирпичных зданий. У одного – колонны с головами-снопами, у другого – клыкастые и рогатые мистерианские маски, у третьего – башенка точно из сказки, у четвертого – лепнина в виде головы Хитвика и дубовых ветвей. Если приглядеться: каждый хорош по-своему. Если не приглядываться: хороши все вместе.

«Дюз-и-Бергович» плавно остановился у трёхэтажного дома, будто сложенного из песочного печенья. Тьяна окинула его заинтересованным взглядом: желтый кирпич при строительстве использовали крайне редко. А зря. Здание выглядело не броско, не вульгарно, напротив – благородно. Тьяне на ум пришло другое сравнение: его словно построили из замерзшего игристого вина, желтовато-льдистого и баснословно дорогого. За счет хитроумной подсветки и больших арочных окон дом казался легким, почти полупрозрачным, а еще – слегка заинтригованным. Выпуклые элементы над окнами походили на вскинутые брови. «Ну, чем удивлять будете?» – будто спрашивал он.

Мару заплатил вдвое больше необходимого, и они с Тьяной покинули машину. Достав из кармана ключ, он отпер входную дверь и сделал приглашающий жест. Перешагнув порог, Тьяна словно оказалась в цветочном царстве: всюду стояли пышные букеты, деревянные панели покрывали выпуклые растительные узоры, а светильники были выполнены в форме закрытых бутонов лилий. Обстановка показалась Тьяне изящной, хоть и слегка устаревшей по меркам столицы: от Власты она знала, что природные мотивы в оформлении уступили место геометрическим орнаментам. Впрочем, и то и другое было вдохновлено Мистерией.

Вельград оставался падальщиком, но при этом – птицей высокого полёта. Подпитываясь чужой историей, он взмывал ввысь и гордо глядел на другие части империи. Еще более гордо – на иноземные страны.

– Гардеробная на втором этаже. Третья комната слева. Выбирай на свой вкус, – Медович указал на лестницу, а сам скрылся за двустворчатой дверью.

– Это твой дом?

Ответа не последовало.

Тьяна, положив руку на гладкие перила, пошла вверх по ступеням. На втором этаже, следуя указаниям Мару, она направилась к третьей комнате слева, но приостановилась. Первая дверь стояла настежь, и взгляд зацепился за картины. Их было так много, что и не сосчитать. Большие, средние и маленькие полотна стояли на мольбертах, хотя выглядели законченными. Некоторые были расставлены на полу и диванах, будто для них не нашлось более достойных мест. Света, льющегося из окна и коридора, хватило, чтобы понять: все эти картины написал не один художник – стили слишком различались. Тьяна скользнула взглядом по мольбертам, подняла ногу, чтобы пойти дальше – и застыла. Брови взметнулись, пресеклось дыхание. На одной из картин Тьяна узнала себя.

Она сидела у окна, в профиль, в серой девьей косынке. Опущенный взгляд, скучающе-надменное выражение лица. Тьяне не нравился портрет – казался лживым. Она не раз просила Власту использовать холст повторно, но та упиралась.

Как же картина очутилась здесь? Неужели у подруги получилось проникнуть в высшие слои? Или она просто удачно продала одну из работ на ярмарке? Обида кольнула за ребрами: Власта могла бы спросить разрешения или хотя бы поделиться новостью. А впрочем… Она наверняка беспокоилась, что Тьяна будет возражать и ругаться. Это же не фрукты в вазе, не улочка Вельграда на рассвете, а её портрет – тем более, такой неудачный.

Да, Тьяна точно бы стала возражать и ругаться.

Может, зайти и как-нибудь испортить картину? Или попросить Мару выбросить ее? Поразмыслив, Тьяна махнула рукой и пошла дальше. В конце концов, в комнате так много полотен, что работа подруги просто теряется на общем фоне. Да и узнать человека на портрете невозможно: у Власты широкие мазки.

Успокоив себя, Тьяна открыла дверь третьей комнаты, вдохнула аромат тканей, пудры и лаванды, включила свет – и тихо ахнула.

Просторная гардеробная, отделанная темным деревом, выглядела одновременно старинной и новой. На полу лежал ковер кремового цвета. Одна из стен была полностью зеркальной, вдоль других высились шкафы с витражными стеклами. Тьяна распахнула один – навстречу пеной хлынули пышные юбки. Заглянув во второй, она сразу захлопнула дверцы – внутри висели купальные костюмы, до того короткие, что Тьяна почувствовала неловкость. Снизу, на полках, стояла обувь: от лаковых туфель с каблуками-рюмочками до немыслимых высоких сапог, состоящих, казалось, из одной шнуровки. Тьяна растерянно огляделась. Она не то чтобы не любила наряды – просто с детства приучила себя относиться к ним спокойно. Модничать было некогда и негде: Тьяна росла на ферме, ухаживала за курицами и садом. Да и денег лишних не водилось: семья выплачивала долги отца, прогоревшего на нескольких сделках. Свадьба с Велимиром должна была поправить дело. Интересно, что скажут родители, когда узнают о его смерти? Дедушка бы точно воскликнул: «Слава Хозяину!». Тьяна усмехнулась и, глянув в зеркало, поправила галстук. Будь ее воля, она пошла бы в клуб в форме. В ней Тьяна, по крайней мере, чувствовала себя собой. Открыв третий шкаф, она достала черное платье с заниженной талией, приложила к груди и кивнула: неплохо. Теперь надо было подобрать аксессуары.

Центральное место в гардеробной занимал массивный комод из красного дерева, заставленный шкатулками и флаконами. Среди них выделялся один, выполненный в виде перламутрово-белого цветка дурмана. Тьяна тотчас узнала свои любимые духи. Ее пузырек, оставленный в Погребе, был простым, а этот – коллекционным. Тьяна видела рекламу в «Вельградских временах»: парфюмерный дом выпустил всего пятьсот таких флаконов – для постоянных клиенток. Положив платье на бархатный пуф, Тьяна шагнула к комоду, и тут в комнату легкой походкой вошла женщина. Серебристые волосы, постриженные короче, чем у Тьяны, придавали лицу юный и чуть взбалмошный вид. Багряное платье струилось до пола, перехваченное крупным металлическим поясом, а к бедру, словно диковинное дополнение, был прижат пистолет. Дуло смотрело вверх – на Тьянину шею или лицо.

– Подними руки, – произнесла женщина, – иначе я продырявлю тебе плечо.

– Я пришла с Мару, – поспешила сообщить Тьяна. – Он сейчас…

– Что ж, тогда я буду стрелять прямо в лоб, – прозвучало в ответ.

Загрузка...