Глава 1.2 Атмосфера 90-х

Январь 1994 года стал всё менять. Для меня это время стало испытанием не только внешним, но и внутренним. Мир вокруг стремительно менялся, и вместе с этим менялось моё восприятие семьи, жизни и своего места в ней. Заводы стояли, зарплаты не выплачивали месяцами, и привычное ощущение стабильности исчезло. Родители, всю жизнь проработавшие на производстве, изо всех сил пытались сохранить привычный порядок, но даже они начали терять уверенность в завтрашнем дне. Отец, привыкший к стабильности советских лет, часто уходил в себя, а мать всё чаще повторяла, что нужно просто «переждать» трудности. Но для меня это «переждать» звучало как приговор, как отказ от борьбы. Я видел, как кризис достиг своего максимума: остановившиеся цеха, пустые прилавки магазинов, бесконечные разговоры о том, что делать дальше, – всё это давило на меня и одновременно подталкивало к мысли, что я обязан искать другой путь. Заводы и стоящая экономика казались символом прошлого.

В школе творилась неразбериха. Учителя, как и родители, оказались заложниками времени: они пытались сохранить порядок, но это удавалось всё хуже. Уроки всё чаще превращались в формальность, а вместо дисциплины процветала полная свобода. Многие школьники перестали всерьёз воспринимать учёбу – одни прогуливали занятия, другие сидели на уроках без дела. Учителя смотрели на это сквозь пальцы, будто сами понимали, что в новых условиях держать контроль уже невозможно. Вокруг возникала странная атмосфера: множество интересов – от музыки и спорта до первых подростковых бизнесов и криминальных авантюр – переплетались с отсутствием границ и запретов. Кто-то создавал музыкальные группы, выступая на школьных мероприятиях, кто-то с азартом обменивался подделками, а кто-то уже находил своё место в теневых делах двора. Школа больше не была только местом для учёбы, она стала отражением хаоса, который творился за её стенами.

Мне это время давало одновременно чувство свободы и лёгкого страха. Я понимал, что отсутствие границ может легко увести на неправильный путь. Многие мои одноклассники уже погружались в эту беспорядочную жизнь, поддаваясь влиянию дворовых компаний или стремясь к лёгкой наживе. Казалось, что большинство из них не задаётся вопросом, куда это всё приведёт. Я же чувствовал, что должен найти опору. Мне нужно было что-то своё, что помогло бы не только избежать ошибок, но и направить энергию в правильное русло. Это осознание не пришло сразу, но уже тогда внутри меня зарождалось стремление к чему-то большему, чем просто следовать за толпой.

В сентябре 1994 года в нашу школу начали приходить представители Дома творчества юных (ДТЮ). Они буквально вторгались в учебный процесс, прерывали уроки и агитировали нас записываться в различные кружки. Это выглядело странно и даже немного отчаянно. Дети перестали посещать ДТЮ, и педагоги искали любые способы привлечь внимание. В ход шли красочные буклеты, обещания весёлого времяпрепровождения и даже рассказы о том, как кружки помогут найти себя и развить таланты.

Я не понимал их агрессивный настрой. Почему они так настойчиво пытались нас куда-то заманить? С их стороны это выглядело как попытка силой вытянуть детей из привычной жизни. Мне это казалось бессмысленным, ведь мы, подростки, в то время были заняты совсем другим. Уроки, друзья, дворы, музыка, первые попытки найти себя в мире – всё это было гораздо важнее, чем какие-то кружки. Но учителя, видимо, договорились с ДТЮ, и на нас начали активно давить. Одноклассников чуть ли не записывали в кружки прямо на уроках. Это вызывало у многих раздражение, а у некоторых – откровенный бунт. Дети не хотели, чтобы их ограничивали или навязывали что-то. Казалось, что все эти старые формы досуга уже устарели, не подходили к новой эпохе.

Я наблюдал за всем этим со стороны, с недоверием и даже с лёгкой неприязнью. Мне казалось, что взрослые просто не понимают нас, не видят, чем мы живём. Мы хотели свободы, а не ещё одного расписания и обязанностей. В этом сопротивлении я чувствовал себя частью целого поколения, которое отвергало прошлое и искало своё будущее. Среди всего этого хаоса был один момент, который заставил меня пересмотреть своё отношение. Однажды на одном из таких «рекламных выступлений» преподавательница музыки рассказала, что в ДТЮ есть кружок игры на пианино. Её речь отличалась от остальных – она говорила не о дисциплине или занятиях, а о том, как музыка помогает выразить себя, услышать свои мысли и эмоции. Эти слова зацепили меня. Я задумался: а может, это не такая плохая идея? Может, музыка действительно сможет дать мне то, что я искал? Тогда я ещё не знал, что этот момент станет поворотным в моей жизни.

Эта идея кружка не давала мне покоя, так как скептически относился ко всей этой агитации, слова преподавательницы музыки застряли у меня в голове. Я никогда не думал о музыке как о чём-то, что может стать частью моей жизни. Казалось, это что-то далёкое, доступное только избранным или тем, кто с детства рос в окружении инструментов и нот. Но теперь я начал задумываться: а почему бы не попробовать? Каждый раз, проходя мимо школьного коридора, где висели объявления о кружках, невольно ловил себя на мысли, что ищу глазами ту самую секцию по игре на пианино. Мне хотелось понять, что же там такого особенного, что может так увлечь. Что если музыка действительно способна открыть какие-то новые горизонты, о которых я раньше и не подозревал? В то же время внутри меня шла борьба. Часть меня хотела пойти и записаться, но другая сопротивлялась. Меня пугала сама мысль о том, что это может быть не для меня, что я не справлюсь или окажусь посмешищем. Но с каждым днём желание попробовать становилось сильнее…

В октябре нас классом повели на экскурсию в Дом творчества юных. Видимо, агитация не дала никакого эффекта, и педагоги решили действовать более решительно – показать всё своими глазами. Мы шли туда без особого энтузиазма, воспринимая это как очередную скучную обязанность. Никто из нас не верил, что там можно найти что-то действительно интересное. Это была больше формальность, чем настоящее желание привлечь нас к чему-то новому.

Когда мы зашли в здание, нас сразу же окружила атмосфера, которая казалась чуждой. Светлые коридоры с многочисленными дверями, за которыми были кружки по самым разным направлениям: танцы, моделирование, изобразительное искусство, театральное мастерство. Каждому из нас давали возможность заглянуть в любую из этих дверей, но большинство просто блуждало без цели, стараясь сделать вид, что им интересно, лишь бы не получить замечание от учителей. Меня тогда больше всего привлекло то, как звучали музыкальные классы. Из одной из дверей доносились звуки пианино. Это была простая мелодия, но в ней было что-то, что заставило меня остановиться. Казалось, что эти звуки обладают какой-то магией, которая вырывала меня из привычного хаоса повседневности.

Для меня это был новый мир, который резко отличался от улицы и школы. В этом месте не было криков, драконовских порядков или постоянного напряжения. Здесь царила другая атмосфера – спокойствие, сосредоточенность, даже какая-то невидимая гармония. Кажется, каждый уголок ДТЮ дышал творчеством, будто стены хранили в себе энергию всех тех, кто когда-то приходил сюда, чтобы найти себя.

Этот мир поглощал меня. Я ходил по коридорам и не мог оторвать взгляд от кабинетов, где дети рисовали, лепили из глины, создавали модели самолётов или репетировали сценки. Но сильнее всего меня притягивала музыка. Она была повсюду: из одного класса звучали струнные инструменты, из другого – пианино, а где-то вдалеке кто-то разучивал песню. Я чувствовал, что именно здесь что-то откликается во мне, словно я нашёл место, где могу быть собой. Не знал, куда податься, на каком инструменте учиться. Вариантов было так много, что я терялся. Каждый класс, каждый звук манил меня по-своему. Пианино казалось величественным, гитара – душевной, а скрипка – загадочной. Мне хотелось попробовать всё, но я понимал, что нужно сделать выбор, который определит моё дальнейшее направление. Этот момент стал для меня первым настоящим шагом в поиске себя.

Я находился между молотом и наковальней. С одной стороны, я чувствовал мощное притяжение музыки, её магию и потенциал. С другой – сомнения и страхи не давали мне покоя. А вдруг я не справлюсь? Что, если у меня нет ни слуха, ни способностей? Мои одноклассники уже давно решили, что музыка – это не для них, и смотрели на всё это с усмешкой. Боялся, что стану для них объектом насмешек, если выберу что-то «неправильное». Внутри меня шла борьба. Желание попробовать себя в чём-то новом сталкивалось с привычным страхом быть непонятым или осмеянным. Понимал, что, если сделаю шаг навстречу музыке, это изменит что-то во мне, возможно, навсегда.

Я подозревал, что получу отказ со стороны родителей. В нашем доме на первом месте всегда стояли практичность и рациональность. Музыка казалась чем-то ненадёжным, бесполезным, чем-то, что не даёт реальных возможностей для жизни. Родители никогда не говорили это прямо, но их отношение к таким вещам чувствовалось в каждом разговоре о будущем. Боялся, что они посчитают это пустой затеей, временной прихотью, не стоящей ни времени, ни денег.

Придя с экскурсии, я подошёл к маме и поделился своими мыслями. Рассказывал о том, как меня поразила музыка, как это место будто бы открыло для меня что-то новое. Хотел поддержки, надеялся услышать слова одобрения или хотя бы интерес. Но вместо этого её реакция была сдержанной и холодной. Она только вздохнула и сказала, что музыка – это несерьёзно, что нужно думать о реальных делах, которые могут пригодиться в жизни.

Музыка в нашей семье никогда не была привита. Родители смотрели на искусство как на что-то чуждое, ненадёжное, лишённое практической пользы. Вместо поддержки я услышал, что у меня якобы нет данных и слуха, что всё это слишком сложно и я не справлюсь. Мама уверяла, что совмещать школу с кружком в ДТЮ просто нереально, что у меня не хватит времени и сил. Её слова будто закрывали передо мной дверь в этот новый мир. Но чем больше она отговаривала, тем сильнее внутри меня разгоралось желание доказать обратное. Я понимал, что мне придётся пойти наперекор её словам, чтобы попробовать хотя бы сделать первый шаг.

В то время я учился в третьем классе во вторую смену. Это означало, что мой день начинался поздно, но был плотно расписан. Утро я проводил дома, а после обеда отправлялся в школу, где уроки тянулись до самого вечера. Поэтому холодным ноябрьским утром я пошёл один в ДТЮ на свой страх и риск. Внутри меня боролись сомнения и надежда. Знал, что родители не одобрят моего поступка, но желание попробовать пересилило страх осуждения. Я не рассказывал никому о своём решении, даже друзьям. Это было что-то личное, почти священное, что я должен был сделать сам.

Когда я вошёл в здание, меня встретила та самая тёплая атмосфера, которая так поразила меня во время экскурсии. Шум улицы остался позади, а впереди меня ждало что-то новое, неизведанное. Я почувствовал, что делаю шаг в другой мир – мир, где у меня был шанс найти себя. Брёл по коридорам один, вглядываясь в каждую дверь, словно искал заветный знак судьбы. Каждый кабинет был загадкой, за каждой дверью скрывался мир, который мог стать моим. Чувствовал себя одновременно взволнованным и потерянным. В голове крутились мысли: «Что, если я ошибусь? Что, если это не моё?» Но какая-то неуловимая сила вела меня вперёд.

Я нашёл ту самую дверь, в которую мы заглядывали на экскурсии. Она выглядела точно так же, как я запомнил: скромная, с едва заметной табличкой, которая казалась воротами в иной мир. Моя рука замерла на мгновение, когда я потянулся к ручке. Внутри всё смешалось: волнение, страх, нетерпение. Я спросил себя: «А вдруг там скажут, что мне здесь не место? Что я опоздал или что у меня ничего не получится?» Но я всё-таки открыл дверь. В этот момент что-то внутри меня словно щёлкнуло. Это был шаг, который я уже не мог взять назад, но и не хотел. За дверью меня встретила та самая уютная атмосфера: звуки рояля, лёгкий шум голосов, запах дерева и нотных листов. Это место будто ждало меня, даже если я сам ещё до конца не осознавал этого.

Там, за дверью, сидела преподавательница. Её образ сразу внушил уважение: строгий взгляд, но доброжелательная улыбка. Она подняла глаза от какого-то списка, посмотрела на меня внимательно, словно пытаясь понять, зачем я здесь.


– Ты один? – спросила она спокойно, не поднимая бровей от удивления.


Кивнул головой и, собравшись с духом, пояснил, что пришёл узнать, могу ли я записаться на занятия. Она жестом пригласила меня подойти ближе и указала на стол напротив себя. Мы сели, и началась беседа. Она расспрашивала меня: почему я хочу заниматься, что именно меня привлекает, есть ли у меня музыкальный опыт. С её стороны это выглядело как простая формальность, но для меня каждый её вопрос был вызовом. Я пытался ответить честно, хотя не всё понимал сам. Объяснял, что музыка с недавнего времени не даёт мне покоя, что я хочу попробовать, несмотря на отсутствие поддержки. Её глаза стали мягче, и в какой-то момент мне показалось, что она меня понимает. Это придало мне уверенности.

Она внимательно выслушала меня, задумалась на мгновение, а затем, с лёгкой улыбкой, сказала:


– Ну что ж, попробуем. Если ты готов вставать рано, мы можем поставить тебя в график занятий по утрам, с 8 до 9.


Я не ожидал такого решения, но сразу же согласился. Это был мой шанс, и я не хотел его упустить. Она достала журнал, внесла моё имя в расписание и сообщила, что мои занятия начнутся уже на следующей неделе. После этого она провела меня к инструменту. В тот день впервые я так близко увидел фортепиано: большой, чёрный, с блестящей лакированной поверхностью. Для меня это был не просто музыкальный инструмент – это было что-то магическое, будто портал в другой мир.


– Знакомься, – сказала она с лёгкой улыбкой. – Это фортепиано. Если вы с ним подружитесь, он откроет тебе много секретов.


Я провёл пальцами по холодным клавишам, и от прикосновения по телу пробежал лёгкий трепет. Это был мой первый шаг в новый, неизведанный мир музыки. Первое занятие было для меня настоящим открытием. Час пролетел как секунда. Казалось, я только начал, а уже пора заканчивать. Времени словно не существовало, когда я сидел за инструментом. Преподавательница показывала простейшие упражнения, объясняла, как правильно сидеть, держать руки и нажимать на клавиши. Хотя мне всё давалось нелегко, я чувствовал не усталость, а вдохновение. Каждый звук, каждая нота отзывались внутри меня, как будто я не учился играть, а вспоминал то, что давно знал. Инструмент словно становился продолжением меня самого.

В конце урока преподавательница одобрительно кивнула.


– У тебя есть потенциал. Главное – терпение и труд. Если ты будешь заниматься, то всё получится.


Эти слова для меня были как бальзам на душу. Понимал, что впереди меня ждёт много работы, но этот первый час за фортепиано окончательно убедил меня: я сделал правильный выбор.

По дороге домой я буквально летел. Шёл и подпрыгивал от счастья, не обращая внимания на прохожих и хмурое ноябрьское небо. Казалось, что внутри меня звучала музыка – моя собственная мелодия радости, которую невозможно было ни услышать, ни объяснить словами. Я вспоминал каждое движение пальцев, каждый звук, который вызывал инструмент, и это наполняло меня теплом. Не мог дождаться следующего занятия, хотя до него оставалась целая неделя. Этот день изменил что-то внутри меня. Впервые я почувствовал, что нашёл своё место, свою точку опоры. Несмотря на сомнения родителей, несмотря на страхи и препятствия, я сделал шаг, который открыл передо мной новый мир.

Подходя к дому, к нашей серой пятиэтажке, я осознал, что не могу рассказать ничего родителям. В голове звучали их слова о том, что у меня нет слуха и данных для музыки, что я не смогу совмещать это со школой. Понимал, что любое упоминание о моём решении вызовет только споры и новые упрёки. Именно поэтому я твёрдо решил держать всё в секрете. Это было моё личное, почти священное. То, что хотел защитить от непонимания и осуждения. Эта мысль придала мне странное чувство независимости. Впервые делал что-то важное только для себя, не ожидая одобрения, не стремясь объяснять свои действия.

Я вошёл в квартиру, снял куртку и, сделав вид, что ничего особенного не произошло, направился в свою комнату. Но внутри меня бурлила радость и предвкушение. Это был мой секрет, моя маленькая победа над страхом и сомнениями. Так началась моя борьба с привычными устоями и взглядами того времени. В обществе, где ценились практичность и «надёжные» профессии, увлечение музыкой казалось чем-то странным и даже ненужным. Тем более для мальчишки. В семье, где музыка никогда не была частью жизни, мои стремления воспринимались как прихоть, каприз, который лишь отвлекает от школы и «серьёзных» дел.

Каждое утро, просыпаясь задолго до школы, чувствовал, что иду против течения. Этот выбор заставлял меня преодолевать не только внешние трудности, но и внутренние страхи. Было нелегко скрывать свои занятия, объяснять, почему я ухожу из дома так рано, избегать вопросов родителей. Но с каждым уроком становился увереннее. Музыка не только открывала для меня новый мир, но и учила меня упорству. Она стала моим маленьким бунтом против обыденности, против предопределённости. Этот путь, пусть и тайный, стал моим первым шагом к тому, чтобы слушать своё сердце, а не голос окружающих.

Моё упрямство заряжало меня. Каждый новый день я чувствовал в себе всё больше сил идти вперёд, несмотря на обстоятельства. Это был внутренний вызов самому себе, проверка, насколько далеко я готов зайти ради своей цели. Сложности только подогревали мой интерес. Каждое утро просыпался раньше всех, собирался тихо, чтобы не привлекать внимания, и отправлялся в Дом творчества. Это стало моим личным ритуалом, источником вдохновения и внутреннего роста. Чувствовал, что мои действия дают мне не только радость, но и уверенность. Уверенность в том, что я могу менять свою жизнь, даже если вокруг все думают иначе. Моё упрямство стало двигателем, который помогал преодолевать страхи, сомнения и усталость.

Тайна усиливала всё в разы. Она делала каждое утро особенным, придавала моим действиям некую мистическую значимость. Чувствовал себя героем приключенческого романа, который в одиночку борется за свою мечту. Каждый шаг, каждая минута, проведённая в Доме творчества, становились для меня чем-то большим, чем просто занятия. Скрытность добавляла и адреналина. Я постоянно находился в напряжении, стараясь не выдать себя. Даже случайный вопрос родителей или одноклассников мог стать причиной паники. Но это только подогревало мой интерес и желание продолжать. Тайна превратила мою цель в нечто сокровенное, что принадлежало только мне. С каждым днём я всё больше убеждался, что сделал правильный выбор, и что это стоило всех усилий. Тайна стала частью моего пути, усиливая ощущение, что я двигаюсь против течения, вопреки всему.

Я стал понимать, что отличаюсь от родителей. Их привычный уклад жизни, желание следовать нормам и правилам, установившимся годами, казались мне чужими. Я всё больше ощущал, что не могу жить так же, как они, не могу просто плыть по течению, подчиняясь стереотипам и ожиданиям окружающих. Во мне росло стремление ломать шаблоны, идти своим путём, даже если это будет нелегко. Я осознавал, что ждать одобрения или понимания не имеет смысла. В мире, где всё определяли обязанности и практичность, я выбирал действие и свободу. Это было новое, но чёткое ощущение – быть готовым рискнуть, взять на себя ответственность за свои решения и двигаться вперёд. Я перестал искать оправдания и поддержки, начал полагаться только на себя. Этот внутренний прорыв стал для меня точкой, с которой началась настоящая независимость.

Меня не пугало отсутствие поддержки от родных и друзей, потому что никто об этом не знал. Тайна, которую я хранил, стала моим щитом, за которым я мог прятать свои страхи и сомнения. Чувствовал, что это только моя история, и никто не имел права вмешиваться в неё или пытаться изменить её ход. Так начался мой путь одиночки. Понял, что не всегда можно ждать одобрения или помощи, и научился полагаться исключительно на свои силы. Это придавало мне уверенности и, одновременно, закаляло. Мир вокруг не замечал моих стремлений и шагов, а я, в свою очередь, старался не обращать внимания на ожидания других. Этот путь был нелёгким – в нём я мог сам выбирать, куда идти и что делать. Это была моя первая настоящая борьба за себя, за право быть таким, каким я хочу.

Загрузка...