Пещерная живопись

Вооружившись этим знанием, давайте заглянем в учебник по истории изобразительного искусства и попробуем примерить открытый нами критерий к шедеврам мировой живописи. Начинается любой подобный учебник с рисунков, оставленных нашими далекими предками на сводах пещер эпохи позднего палеолита. Первое, что бросается в глаза, – поразительное совершенство этих изображений. В следующий раз столь виртуозного владения техникой рисунка человечество добьется лишь в эпоху Возрождения. Но что же изображено на этих доисторических сводах? В подавляющем большинстве случаев это реально водившиеся в те времена животные, а также, очень редко, какие-то человекообразные существа. То ли шаманы, исполняющие ритуальные танцы в костюмах тотемных животных, то ли непосредственно какие-то антропоморфные божества. Причем, что касается животных, это были не те животные, которых тогдашние люди употребляли в пищу, но, судя по их гиперболизированной мощи и красоте, это были животные, которых наши предки боготворили.




Пещера Ласко (официальный сайт)


Когда эти изображения были открыты, ученые сначала даже не поверили, что этим рисункам несколько десятков тысяч лет, а затем, когда их возраст был окончательно подтвержден, начались бесконечные попытки интерпретации заложенных в них смыслов. Поначалу, в полном соответствии с тогдашними научными представлениями, эти произведения были объявлены частью культа охоты. Мол, первобытные охотники сначала рисовали животное, затем совершали некий обряд с ритуальным копьеметанием, а потом довольные и воодушевленные шли охотиться на реальных оленей, мамонтов и шерстистых носорогов. И в случае, если бы эта интерпретация оказалась верна, наше предположение о том, что произведение искусства обязательно должно показывать незримый божественный мир, оказалось бы совершенно несостоятельным. Однако к счастью, очень быстро эта теория зашаталась под натиском новых открытий.

Одной из загадок, стоявшей перед учеными, изучавшими наскальную живопись, стало само место её размещения. Дело в том, что пещерные люди, несмотря на свое название в пещерах-то никогда и не жили. Ведь в самой пещере всегда темно, холодно и сыро. Там даже костра толком невозможно разжечь, без опасности задохнуться угарными газами. Так что жили они рядом с пещерой или в непосредственной близости от её входа, там, куда проникал дневной свет. Соответственно, логично предположить, что больше всего произведений наскальной живописи должно было бы находиться именно в этих местах. Однако в тех пещерах, в которых они действительно жили, никаких рисунков найдено не было. Все палеолитические живописные шедевры, как правило, находятся в пещерах, располагавшихся на некотором отдалении от стоянок древнего человека. Ими украшены своды труднодоступных внутренних залов этих пещер, там, куда солнечный свет не проникал никогда. К тому же большинство этих изображений находятся на недосягаемой для человека высоте, примерно в 5–6 метрах от уровня пола.

Еще одним загадочным обстоятельством являлся тот факт, что вход в эту первобытную галерею очень часто был надежно завален камнями, для того чтобы никто не мог проникнуть внутрь. Так для чего нашим далеким предкам нужно было прилагать столько труда (ведь по некоторым данным, создание каждого такого образа занимало до нескольких тысяч человеко-часов), чтобы затем потратить еще кучу сил, для того чтобы никто не увидел результата этой титанической работы. Ответ подсказали цепочки сравнительно небольших, почти детских следов, бережно сохраненных временем, на покрытом слоем мокрой глины полу этих пещер.

По-видимому, эти подземные залы были неким прообразом храмов, посвященных главному божеству того времени, – пещерному медведю. Потому что, помимо наскальной живописи, в таких пещерах очень часто находят множество черепов этих могучих животных, бережно сложенных в специальные каменные шкафы. А иногда это целая инсталляция, помещенная в самый дальний угол самого отдаленного зала, некое подобие скульптуры, состоящей из черепа и шкуры божественного зверя.

Судя по всему, люди каменного века приходили сюда небольшими семейными группами, для того чтобы совершить неведомый ритуал инициации нового члена племени. Взрослые мужчины отваливали большой камень, скрывавший узкий лаз, через который внутрь мог проникнуть только ребенок, и вооруженный факелом подросток попадал в подземный мир духов, в чрево Матери-земли. Он должен был пройти несколько залов, наполненных образами божеств низшего уровня, которые вместе с ним как бы шли на поклон к верховному божеству, чья выхваченная из тьмы танцующим факельным светом исполинская фигура угрожающе возвышалась на созданном самой природой величественном постаменте в дальнем зале священного подземелья.


Убедившись, что первые художественные произведения полностью соответствуют нашему первому критерию, то есть представляют из себя вещественные доказательства реальности некоего высшего божественного мира, наполненного существами, некоторые из которых обладают властью над жизнью и смертью, мы переворачиваем эту страницу учебника всемирной истории искусства и с удивлением обнаруживаем, что следующая цивилизация, оставившая заметный след в истории развития разбираемого нами предмета, случилась только через несколько десятков тысячелетий. По каким-то причинам, – по каким именно, мы попробуем установить позже, – до этой поры человечество перестало нуждаться в подкреплении своей веры в возможность загробного существования какими-либо визуальными образами. При этом мы точно знаем, что сама вера в загробную жизнь и божеств ее обеспечивающих, никуда не делась. Мы видим это по все усложняющимся элементам загробного культа, который доисторические люди на протяжении всех этих тысячелетий упорно продолжали развивать, воздвигая по всему миру непостижимо огромные мегалитические сооружения. Ну а что касается живописи, в следующий раз мы видим её только на стенах великих египетских гробниц.

Загрузка...