Однако давайте вернемся к нашей главной теме… Итак, в какой-то момент, первобытный человек осознал свою смертность и ощутил непреодолимое желание, во что бы то ни стало этот страх смерти в себе преодолеть. И тогда наш мудрый предок решил с кем-то договориться о защите и правилах существования в этом огромном страшном мире. С кем-то очень могущественным… С кем-то, кто имеет власть над самой смертью… Для этого наш первобытный пращур создал в своем сознании образ всесильного Бога, присвоил его самому сильному существу тогдашнего мира (по-видимому, сначала это был пещерный медведь) и заключил с этим Прабогом свой первый завет.
И все было бы хорошо, если бы не то обстоятельство, что способностью создавать такие глобальные умозрительные конструкты обладает далеко не каждый человек. Во все времена жил среди нас отдельный и при этом очень немногочисленный тип людей, которых сегодня принято называть визионерами. Благодаря своим поразительным интеллектуальным и духовным способностям, эти люди не раз радикально меняли направление развития человечества. Именно такие люди и нашли решение проблемы смерти. Но что же делать с остальным человечеством, во все времена не отличающимся ни особой глубиной интеллекта, ни особой высотой духа. Простому человеку, даже в не столь отдаленные времена, было сложно осуществлять столь фундаментальные синтетические умопостроения, ведь обычные люди способны поверить лишь тому, что могут увидеть собственными глазами. При этом потребность в преодолении смерти стоит у них куда более остро.
Тогда-то визионерам и пришлось изобрести механизм, удовлетворяющий потребность простого человека, – своими собственными глазами видеть доказательства существования незримого верховного божества, дарующего защиту в этой, временной, и возрождение в той, загробной или даже следующей жизни. И этим универсальным механизмом психологического спасения от страха смерти как раз и стало изобразительное искусство.
При этом нужно заметить, что какое-то конкретное животное никто из древних людей не обожествлял. Они прекрасно понимали, что вот этот вот мишка, которого им пришлось убить, для того чтобы занять его пещеру, никаким богом на самом деле не был. Речь здесь, скорее всего, шла о некоем образе великого прамедведя, отца всего сущего. А череп и шкура настоящего медведя, которому они поклонялись, – это всего лишь зримый символ, помогающий представить незримого великого Бога.
Ну вот.., сдается мы нашли первый универсальный критерий изобразительного искусства.
Произведением изобразительного искусства можно считать изображение, наглядно демонстрирующее образы незримого божественного мира, дарующие человеку надежду на возможность посмертного существования.
Кстати, наверное, именно поэтому во все времена так ценилась реалистичность живописных изображений. Поскольку, чем реалистичней выписаны образы божественного мира, тем убедительней кажется эта гипотетически существующая спасительная реальность.