Всякому, хорошо учившемуся в школе, известно, что вслед за эпохой Возрождения через тоненькую прослойку не создавшего особых шедевров маньеризма наступает эпоха следующего большого художественного стиля – барокко. Из тех же учебников мы узнаем, что барокко, являясь прямым продолжением эпохи Возрождения, очень плотно занималось разработкой идеи о человеке как центре мира. Именно наполненный противоречивыми страстями человек становится главным фокусом внимания для художников того времени. Подчеркнутая телесность, красота, мощь и динамика, выраженная как в образах мускулистых, пышущих здоровьем тел персонажей, так и в выборе максимально пафосных героических сюжетов для своих картин, – вот те признаки, по которым мы безошибочно определяем произведения художников, работавших в этом стиле. И причиной этому стало изменившееся мировоззрение знатного человека того времени, которое потребовало изображать его ни много ни мало вершащим судьбы мира богоподобным героем. Заказчик вдруг захотел выглядеть человеком, обладающим в каком-то смысле почти божественными полномочиями. Помните того же Людовика XIV – «короля-солнце», он же почти напрямую отождествлял себя с Аполлоном. И таким образом этот земной владыка великолепием своего золотого сияния как бы заслонял тот божественный золотой свет, с помощью которого прежде было принято изображать непостижимый и недосягаемый божественный мир.
С другой стороны, то была еще и эпоха просвещения. Магеллан уже обогнул землю, окончательно подтвердив ее шарообразную форму, Николай Коперник математически доказал, что именно Солнце находится в центре вращения планет, а Джордано Бруно утверждал, что Солнце совсем не центр мира и остальные звезды – это не дырочки в небесном своде и не какие-то неподвижные тела, отражающие солнечный свет, а точно такие же Солнца, вокруг которых, несомненно, должны вращаться и другие Земли, на которых вполне естественно предположить наличие и других человечеств. Множество «вечных» и доселе неколебимых истин вдруг было ниспровергнуто, и в душах образованных людей воцарилось нешуточное смятение. Судите сами: еще буквально вчера ты, человек, был существом богоподобным, ради которого Всевышний создал этот прекрасный мир. И ты процветал в центре этого мира под постоянным надзором и заботой любящего небесного Отца. А сегодня ты вращаешься вокруг такого же, как миллионы других, Солнца, на поверхности такой же, как миллиарды других, Земли. Да и сам ты оказался совсем не столь богоподобным, как всегда о себе думал. Твои собственные ощущения, оказывается, тебя обманывают, и даже твои считавшиеся совершенными в силу богоподобия органы чувств оказываются не так уж и совершенны. Ведь Галилей уже создал и подзорную трубу, и микроскоп, которые способны значительно их улучшить. А если твои органы чувств можно усовершенствовать, значит, или ты не создан по образу и подобию совершенного Бога, или сам Бог не так уж и совершенен.
В ответ на все эти духовно-интеллектуальные потрясения с новой силой зазвучали, и широко распространились идеи деизма, в соответствии с которыми Бог по-прежнему был Единым Творцом Неба и Земли, но как бы Творцом, вышедшим на пенсию по окончании работ по устроению Вселенной. Он представлялся не как Спаситель, а как некий Великий Архитектор или Часовщик, который создал, настроил и запустил этот мир, но потом самоустранился от вмешательства в его текущие дела, а стало быть, и контролировать завет, некогда заключенный между Ним и людьми, Он также больше не мог или не желал.
Несмотря на то что подобное положение вещей должно было бы посеять ужас в душе каждого искренне верующего человека, нашлись и те, кто сумел извлечь из этой духовной катастрофы некую моральную прибыль. Эти люди смекнули, что с небес никто за их темными делами более не наблюдает, а стало быть, ничего не сдерживает их алчные сластолюбивые желания, и все то, что еще вчера им приходилось скрывать, теперь может быть выставлено напоказ и даже может составлять предмет некоей гордости. Собственно этими людьми и были те самые представители высших слоев общества, в угоду вкусам которых возник этот новый, жизнелюбивый изобразительный стиль – барокко.
Однако жили в те времена и другие люди, мировоззрение которых не желало смиряться с отсутствием в их повседневной жизни попечения Всеблагого Небесного Отца. Именно чаяния таких людей и выражал художник, о котором далее пойдет речь.