Маркиза Паива

В XIX в. Паива была одной из самых известных куртизанок Франции. Начав с самого дна французского общества, она благодаря острому уму и предприимчивости сумела стать одной из его знаковых фигур. Приехав во Францию без гроша в кармане, она закончила свой земной путь владелицей огромного состояния и богатейшей коллекции драгоценностей.

Настоящее ее имя было Эсфирь Борисовна Лахман. Она родилась в 1819 г. в семье польских евреев, когда-то переехавших в Москву. Отец был портным, жили бедно. Казалось, девочку ожидает такая же незаметная судьба.

Когда Эсфирь было шестнадцать, родители выдали ее замуж за близкого к их семье человека – тоже портного, как и отец, но француза. Приданого ей собрать не удалось.

Едва родив ребенка, молодая женщина бросила семью и в 1838 г. сбежала из дому. Длительные странствия привели ее в Париж. Здесь она назвалась Терезой и, не имея средств к существованию, стала заниматься проституцией, живя в одном из беднейших кварталов города. Как и у множества других женщин этой «профессии», у нее была мечта: найти именитого и состоятельного мужчину, который смог бы обеспечить ей безбедное существование.

«Терезе» повезло. Однажды одним из ее клиентов оказался австрийский пианист Генрих Герц. Все свое умение молодая женщина использовала для того, чтобы удержать его возле себя. И не напрасно: Генрих стал ее постоянным любовником, а впоследствии ввел в круг парижской богемы, где она познакомилась с Готье, Вагнером, Жирарденом, Листом. Ведя роскошную жизнь, Эсфирь довела своего любовника практически до разорения. Возмущенная родня музыканта, воспользовавшись моментом, когда Герц уехал по делам, запретила ей даже приближаться к его дому. Так ее связь с известным музыкантом была прервана. Однако это уже не имело значения: за это время Эсфирь успела превратиться из бедной проститутки в одну из самых элегантных парижанок с обширными связями. А смерть первого мужа в 1847 г. окончательно развязала ей руки.

Эсфирь уехала в Англию, она вращалась в высшем свете, меняя любовников как перчатки. Дольше других она поддерживала связь с лордом Стенли, известным британским аристократом, трижды занимавшим пост премьер-министра. Однако семью ради любовницы лорд бросать не собирался, и в 1848 г. женщина вновь вернулась в Париж.

Эсфирь был необходим дворянский титул. И случай получить его не замедлил представиться. В Париже появился состоятельный португалец Альбино Араужу де Паива, называвший себя маркизом. И хотя титул вызывал сомнения, состояние де Паивы было внушительным: его отец владел опиумными складами в Макао. Кроме того, Альбино был молод и полон энергии. Опытная куртизанка быстро завладела его вниманием, вскоре сыграли и свадьбу. Эсфирь наконец вполне законно стала маркизой.

Совместная жизнь у супругов не заладилась с первого дня, и в скором времени они разъехались. Однако де Паива не давал жене развода до самой своей смерти в 1871 г., хотя это не слишком тяготило ее. Женщина продолжала вращаться в высшем свете Парижа, находя себе все новых любовников. В 1863 г. с ней познакомился принц Наполеон III и включил ее в число своих фавориток, однако после нескольких совместных ночей охладел к маркизе.

Возможно, это изменило отношение Паивы к Парижу и Франции. Она затаила сильнейшую обиду, что в дальнейшем, как оказалось, стоило Франции очень дорого.

Через какое-то время маркиза Паива познакомилась с землевладельцем и промышленником из Силезии графом Гвидо Хенкель фон Доннерсмарком. Юноша годился ей в сыновья, однако маркизу это не остановило. В 1871 г. они поженились.

Настал звездный час Эсфирь! Молодой муж построил ей роскошный особняк на Елисейских полях, приобрел загородную усадьбу. Как оказалось, Гвидо был близок к прусскому канцлеру Бисмарку и во Франции занимался шпионажем. Именно поэтому связь с известной куртизанкой была ему весьма выгодна. Теперь Гвидо даже не требовалось самому выискивать людей, обладающих важной информацией. Это делала его жена. Целых шесть лет супружеская пара собирала и передавала в Пруссию секретную информацию о Франции, для чего опытная куртизанка использовала все свои чары.

В 1877 г. тайная миссия графа и его жены была раскрыта, и супругам пришлось бежать в Силезию. Они осели в Нойдеке – родовом замке Доннерсмарков. Однако при всем богатстве графа дела в его родовых владениях шли не блестяще. Упадок дополнялся значительными тратами во время жизни в Париже. И выяснилось, что Эсфирь прекрасно разбирается в финансовых делах! Она быстро поняла, где слабые места, и в результате помогла графу стать одним из крупнейших предпринимателей объединившейся Германии. Удачно взятые кредиты, данные банками Франции и Германии, помогли Доннерсмарку приобрести значительное количество предприятий, в число которых входили угольные шахты, рудники, хозяйственные комплексы. Собственный металлургический завод «Лаурахютте» граф объединил с государственным предприятием «Кенигсхютте». На их основе он создал акционерное общество, принесшее огромное состояние.

Несмотря на то что Эсфирь, став немецкой графиней, превратилась в очень состоятельную женщину, она практически полностью отошла от высшего света. Последние годы женщина провела в уединении в замке Нойдек и умерла в конце января 1884 г.

Загрузка...