Анна Ламинит

Эту монахиню-мошенницу, жившую на рубеже XV и XVI вв., почитали как святую не только простые люди, но и знать. На своей мнимой святости она сколотила немаленький капитал. Впрочем, сколько веревочке ни виться…

Анна Ламинит родилась в Аугсбурге в семье ремесленника. Уже в юности она была замечена в недостойном поведении, сводничестве и проституции. Уличенная в непотребстве, девица была выставлена у позорного столба, а затем розгами изгнана из города. Однако через несколько лет Анна вернулась в родные места. Она поселилась в женском приюте, где должна была посещать церковные службы и молиться за спасение души покровителей общины, ухаживать за могилами и собирать милостыню.

Поняв, что здесь особенно ценится благочестие, Ламинит вскоре стала выделяться своим «святым» поведением и принятыми религиозными обетами. Она носила исключительно черные одеяния и рассказывала о пришедших ей божественных откровениях и видениях, а также о явлениях ей ангелов и святой Анны. Женщина сообщила, что уже четырнадцать лет, как она дала обет голодания и не принимает пищу. И в течение всего этого срока ее организм не имеет естественных отправлений. Объявленное Анной абсолютное неприятие пищи, кроме прочих подвигов, создало ей известность «живущей в миру святой».

Слава святой Анны быстро распространилась по Европе. В Аугсбург стекались многочисленные паломники, желая услышать слово святой Анны, получить у нее совет. Среди поклонников Ламинит оказались и весьма высокопоставленные персоны – в частности император Священной Римской империи Максимилиан I и его супруга, Бьянка Мария Сфорца. Влияние Анны было таким сильным, что по ее желанию супруга императора организовала грандиозное церковное шествие по Аугсбургу с участием всех духовных лиц, а также монахов и монахинь. Во главе шествия шла босая императрица со своей свитой, в черном покаянном одеянии и с зажженными свечами в руках.

В 1511 г., возвращаясь из Рима, Анну посетил Мартин Лютер.

Анна получала немалые вознаграждения за свои благословения и молитвы, а также присваивала часть средств, доверяемых ей жертвователями в пользу бедных, так что в итоге составила неплохой капитал.

Под личиной «святой» скрывалась все та же распущенная девица, когда-то изгнанная с позором. Анна имела любовную связь с богатым аугсбургским купцом Антоном Вельзером, от которого родила сына. На этого ребенка Вельзер выплачивал Анне ежегодное содержание в 30 гульденов, не подозревая, что тот давно умер. В Аугсбурге также ходили слухи о связях святой с некоторыми священниками. Из-за этого среди горожан стали зарождаться первые сомнения в ее святости.

Разоблачила мнимую святую Кунигунда Австрийская, сестра императора Максимилиана I. Глубоко верующая Кунигунда была настроена скептически насчет святости Анны и решила устроить ей проверку. В 1512 г. она пригласила Анну в мюнхенский монастырь, в котором Кунигунда проживала после смерти супруга, герцога Баварии Альбрехта IV. В монастыре через отверстия в стенах комнаты для гостей многие свидетели видели, как Анна ела и пила, а затем через окно выбросила свои экскременты. Уличенная мнимая святая была вынуждена сознаться в обмане. Дав обет покаяться, Анна была отпущена в Аугсбург. Однако, вернувшись в родной город, Анна вновь стала играть роль голодающей святой, после чего указом Кунигунды была выслана из Аугсбурга. Город она покинула, сохранив накопленное состояние и снаряженная в дорогу Антоном Вельзером.

После остановки в Кемптене, где Анна вновь попыталась выступить в роли голодающей святой, но была вскоре разоблачена, женщина приехала в Кауфбойрен. Здесь она познакомилась с вдовцом Гансом Бахманом, арбалетным мастером, уехала с ним во Фрибур и в ноябре 1514 г. вышла за него замуж.

Во Фрибуре Анна была обвинена в похищении ребенка и в присвоении алиментов. Потерпевшей стороной выступал Антон Вельзер. Анна была арестована и неоднократно допрошена (без применения пыток), в результате чего открылись и ее более ранние мошенничества и аферы. Она и ее супруг были приговорены к смертной казни.

За совершенные святотатства Анне полагалось сожжение на костре, однако оно было заменено более легкой казнью «по гуманным соображениям». Женщину посадили в мешок и держали под водой в реке Зане, «пока душа не покинула тело». Ганса Бахмана повесили.

После смерти Анны Ламинит правящий совет Аугсбурга принял ряд мер, чтобы признания, сделанные ею на следствии, не получили широкого распространения, так как от этого могли пострадать и город, и многие влиятельные семьи.

Загрузка...