Эдвард Тич

Незаурядная внешность и эксцентричное поведение сделали его одной из самых ярких фигур золотого века пиратства – Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода стал своего рода символом пирата. Хотя успешность и масштабы его деятельности по сравнению со многими его современниками были не так уж и велики, образ Черной Бороды до сих пор производит большое впечатление. Именно Эдвард Тич стал прототипом капитана Флинта в романе Стивенсона «Остров сокровищ». Его личность и судьба породили множество легенд, но подтвердить их или опровергнуть вряд ли уже возможно.

Знаменитый английский пират промышлял в районе Карибского моря в 1716–1718 гг. Родился Эдвард предположительно в 1680 г. в Бристоле или Лондоне. Настоящее его имя осталось неизвестным. По одной из версий, его звали Джон, по другой – Эдвард Дэммонд или Драммонд. О детстве и юношестве достоверной информации тоже нет. Существует гипотеза, что до занятия пиратством он был инструктором на английском флоте, о чем свидетельствует прозвище-псевдоним Тич (от англ. teach – обучать). Но все же более достоверной представляется версия происхождения псевдонима от англ. thatch – густые волосы.

Действительно, пышная иссиня-черная борода почти полностью закрывала его лицо и грудь. У капитана была привычка заплетать бороду в косички с лентами и оборачивать их вокруг ушей. Он не расставался с пистолетами и саблей, а под своей шляпой привязывал два фитиля, свешивавшихся по бокам от лица (как изображено на старинной гравюре). Вид он имел дикий и жестокий. Но хотя Черная Борода, как и полагается пирату, имел жесткий характер, по мнению некоторых исследователей, он был не более жесток, чем многие другие корсары. Во многом он полагался на свою грозную репутацию и чрезвычайно устрашающую внешность. Что, собственно, и породило слухи и легенды о его жестокости.

Но храбрости и отчаянности ему было не занимать. Однажды в море, будучи навеселе, он предложил: «Давайте сейчас устроим сами себе ад и посмотрим, кто дольше выдержит». Он спустился в трюм с двумя или тремя пиратами, закрыл все люки и выходы на верхнюю палубу и поджег несколько бочонков с серой. В полном спокойствии он сидел в трюме и ждал, пока пираты не выдержали и в один голос не закричали, чтобы их выпустили из «ада». После этого Тич был признан самым храбрым.

В начале своей карьеры Тич предпринял множество морских набегов с корсарами Ямайки во время войны против французов. В конце 1716 г. он наконец получил от капитана Хорниголда в командование захваченный шлюп.

В начале 1717 г. Тич и Хорниголд отбыли с острова Нью-Провиденс на американский материк. По дороге они захватили барк, груженный мукой и вином, шедший с Бермудских островов. Пираты взяли с барка только вино и отпустили команду. Затем им удалось захватить богатый корабль, следующий из Мадейры в Южную Каролину. После этого они пустились в обратный путь к Вест-Индским островам.

Вскоре пираты захватили французский корабль, шедший из Гвинеи на Мартинику. Добыча оказалась очень богатой – кроме прочего, в тайнике на корабле везли много золотого песка и драгоценных камней. После раздела добычи Тич стал капитаном этого корабля, а Хорниголд решил начать спокойную жизнь и вернулся на остров Нью-Провиденс, где подчинился властям и в соответствии с королевским указом о помиловании не был казнен.

Тич вооружил свой новый корабль сорока пушками и назвал его «Месть королевы Анны». На этом корабле Тич курсировал в окрестностях острова Сент-Винсент, где захватил большой английский торговый корабль, находившийся под командованием Кристофа Тейлора. Пираты сняли с этого корабля все, что могло им понадобиться, и, высадив экипаж на остров, подожгли корабль.

Современники Тича свидетельствуют, что он частенько именовал себя Мстителем Испанских Морей. За кого он мстил англичанам? За казненную королеву Анну, вторую жену короля Генриха VIII? И тем самым намекал, что он носитель старинной английской фамилии Болейн?..

В скором времени Тич встретил сорокапушечный корабль «Скарборо», с которым вступил в бой. Сообразив, что в открытом бою проиграет, капитан «Скарборо», подняв все паруса, повернул на Барбадос, к месту своей стоянки. Ощутимо уступая «Скарборо» в скорости, корабль Тича прекратил преследование и направился в сторону испанской Америки.

В декабре – январе 1718 г., пополнив экипаж (теперь на борту «Мести» было около трех сотен пиратов), Тич захватил несколько британских шлюпов. А в конце января прибыл в залив Окракок (Северная Каролина). Это было великолепное убежище для кораблей, идущих из Атлантики в залив Пимлико, а колонисты согласны были платить Тичу за пиратскую добычу больше, чем профессиональные скупщики на Багамах.

В марте 1718 г. по дороге к Гондурасскому заливу Тич наткнулся на пиратский шлюп с десятью орудиями под командованием майора Стида Боннета. Тич нагнал шлюп, взял майора на борт своего корабля и, убедившись через некоторое время в его неопытности, поручил командование некоему Ричардсу.

Пока пираты стояли на якоре в Гондурасском заливе, в море появился барк. Ричардс бросился за ним в погоню. Барк спустил флаг и подплыл прямо под корму корабля капитана Тича. Барк «Приключение» принадлежал английскому пирату Дэвиду Хэрриоту и прибыл в эти воды с Ямайки. Весь его экипаж был взят на борт большого корабля, а Израэль Хэндс, старший офицер с корабля Тича, с несколькими товарищами был назначен командующим нового корабля.

Покинув Гондурасский залив, пираты обнаружили корабль и четыре шлюпа, три из которых принадлежали Джонатану Бернарду с Ямайки, а один – капитану Джеймсу. Корабль был из Бостона, назывался «Протестант Цезарь» и находился под командованием капитана Виара. Тич поднял черные флаги и дал один залп из пушки; капитан Виар и весь его экипаж покинули судно и на ялике добрались до берега. Тич и его люди подожгли «Протестанта Цезаря», предварительно разграбив его, так как судно пришло из Бостона, где многие их товарищи были повешены за пиратство.

Тич атаковал и грабил практически все встречные корабли. А в мае 1718-го блокировал город Чарльзтаун. Корабли Черной Бороды бросили якорь у его берегов и за несколько дней захватили и ограбили девять судов и взяли в заложники нескольких состоятельных пассажиров, за которых впоследствии получили большой выкуп. Движение торговых кораблей в этих местах было на какое-то время полностью остановлено, а всякая торговля прекращена, потому что никто не хотел попасть в руки к пиратам.

Из Чарльзтауна Тич направился в Северную Каролину, продолжая разбойные нападения. Проходя через пролив Топсель (теперь пролив Бофорт), и «Месть королевы Анны», и «Приключение» сели на мель. Несколько десятков матросов взбунтовались, и их бросили на мели. Тич с сорока матросами и почти всем награбленным добром уплыл на шлюпе.

В июне 1718 г. Тич предпринял новую экспедицию к Бермудским островам. По дороге он встретил два или три английских корабля, с которых забрал только провизию и некоторые необходимые вещи. Но когда Тич оказался вблизи Бермуд, он встретил два французских корабля, плывущих на Мартинику, один из которых был нагружен сахаром и какао, а другой шел порожним. Черная Борода приказал экипажу первого сдаться и перейти на борт второго, после чего он привел корабль с грузом в Северную Каролину.

Как только они прибыли на место, Тич и четверо разбойников из его отряда пошли к губернатору Северной Каролины; они все поклялись, что обнаружили в море этот корабль, на котором не было ни единого человека. Губернатор решил считать корабль удачной находкой. Часть добычи досталась губернатору и его чиновникам, остальное было поделено между пиратами. Губернатор «простил» Тичу пиратские поступки. Вице-адмиралтейство закрепило за Тичем корабль. Черная Борода купил себе дом неподалеку от жилища губернатора и женился на шестнадцатилетней дочери плантатора.

Дочь плантатора была четырнадцатой по счету женой Тича.

Однако бросать пиратский промысел Черная Борода не собирался. Хозяева различных торговых судов так часто становились жертвами пиратского разбоя, что стали искать способы прекратить это. Они тайно обратились за помощью к губернатору Вирджинии. Тот пообещал награду в 100 английских фунтов за голову Черной Бороды. Тогда были наняты два шлюпа и укомплектованы членами экипажей военных кораблей. Командовал ими офицер Роберт Мэйнард. Экспедиция держалась в строгом секрете, но все же Черная Борода был извещен о надвигающейся опасности. Пират сначала не придал значения предупреждениям, но, как только понял реальность угрозы, привел свой корабль в состояние боевой готовности.

На следующее утро начался бой. Схватка была жаркой. Мэйнард подготовил для Черной Бороды ловушку: пират поначалу решил, что у противника слишком мало людей. Но оказалось, что все они до поры до времени прятались в трюме, и в решительный момент численный перевес оказался решающим. Тич и Мэйнард сошлись в поединке. Мэйнард сражался с бешеной яростью, однако и Черная Борода дрался как лев, несмотря на множество полученных ран. Он бился до последнего вздоха, пока не упал замертво. На теле Черной Бороды насчитали пять пулевых и двадцать пять сабельных ран. Большинство пиратов также были убиты в схватке, а те, кто остался в живых, позже были казнены.

По легенде, обезглавленное тело Тича, сброшенное в воду, долгое время кружило вокруг корабля Мэйнарда. А голову знаменитого морского разбойника подвесили на бушприте для устрашения пиратов.

Несколько лет назад американские археологи подняли со дна небольшой бухты в устье Джеймс-ривер в штате Северная Каролина корабль Черной Бороды «Месть королевы Анны», потопленный капитаном Мэйнардом.

Загрузка...