Занятие 5 (15.3.09): ДОМ. Собрание несочинений

Попробую немного расширить время для освоения занятий, перейдя на 10-дневный цикл, тое есть занятия будут появляться по 5-м, 15-м, 25-м числам. Ваших взглядов мне всё-таки пока не хватает, хотя они появляются чаще. Но все мы привыкаем к этой форме общения, постепенно притрёмся.

Зная, что на занятия студии заглядывает и много гостей, напоминаю, что и их мнения будут полезны. Так что высказывайтесь!

Участникам же советую заглядывать на прошедшее занятие и после того, как вы высказались. Там появляются новые обсуждения, это тоже часть занятия.

Впрочем, свобода применять всё к себе по-своему остаётся прежняя.

Принцип ДОМ

Это слово из трёх букв – ДОМ – поможет вам вырабатывать навык построения литературного произведения. Построения не в смысле композиции, а в смысле самого его создания, использования главных элементов повествования. С помощью этого слова-ключика легко можно проконтролировать, не забыли ли вы о чём-то существенном.

Проиграем это дело на примере. Вот крошечный рассказик:

Нежнёнок

У меня живёт котёнок. Он рыжий, только одно ухо у него чёрное. Он так трогательно мяучит, когда хочет кушать, что сердце моё тает от нежности. Я его так и зову: Нежнёнок.

Такого рода рассказики обычно пишут дети на литературной студии, когда начинают заниматься. И я их хвалю. А потом спрашиваю: чего здесь не хватает?

Вот и вас я спрашиваю: чего здесь не хватает?

Обнаружить нехватку одного из трёх основных элементов постройки помогает слово ДОМ, напоминающее о них.


Д – Действие. Рассказ, пусть даже рассказик – это описание какого-то события, случая, чего-то происшедшего. Если у вас не хватает действия, рассказ будет расплывчатым, он будет как бы ни о чём, а просто так. Что котёнок трогательно мяучит, это маловато для действия. Нет события!

Читателю будет скучновато без действия, позаботьтесь о нём. О них. О читателе, а значит и о действии.


О – Образ. Образ (ребёнку можно сказать «картинка») – это не просто изображение, вроде рыжего котёнка с чёрным ухом. Это, так сказать, мысленная фотография, оставшаяся у нас на память от прочитанного и запечатлевшее что-то важное. Если бы мы написали, что котёнок был подвижен, как пляшущее пламя костра, но внимателен, словно одним ухом он всегда к чему-то прислушивался. Тогда наше изображение было бы связано с мастью котёнка и превратилось бы в образ. Об образе можно говорить много. Как вы относитесь сами к этому ключевому понятию?

Сейчас для нас главное в том, что без образа произведение будет легче забываемым. Да и просто менее выразительным.

М – Мысль. Не надо думать, что речь идёт о каких-то философских размышлениях. Всё гораздо проще. Вы должны знать, представлять себе – зачем пишете то, что пишете. Что вы хотите донести до человека, который прочтёт написанное? Донести с учётом того, чтобы читателю было интересно это узнать. Что вы испытываете нежность к котёнку?.. Этого, наверное, маловато.

Мысль – это ваше уважение к читателю. Чтобы он не жалел о времени, потраченном на чтение.


ДОМ применим практически к любому жанру. Даже к афоризму-определению, хотя в нём редко помещаются все три элемента. Но хотя бы один из них полезно обнаружить и там. Определение-образ, определение-мысль, даже определение-действие бывает.

Рассказ и сказка, повесть и роман – здесь ДОМ действует неукоснительно. Применим этот принцип и к эссе, где действие переходит к сфере мысли.

ДОМ полезен и для стихов, только здесь действие часто вливается в образ.

В то же время не стоит считать ДОМ абсолютным правилом. Если вы о нём помните, но сознательно пренебрегаете одним из трёх элементов, или даже двумя, – это ваше авторское решение, и оно может оказаться очень выразительным.

В НСК написано о принципе ДОМ, хотя, надеюсь, совсем по-другому. Специально туда не заглядывал.

Собрание несочинений

Рассказано в НСК и о том, что такое «собрание несочинений». Кратко говоря, это список того, что вами не написано, но что вы хотели бы когда-нибудь написать.

Здесь я остановлюсь на практическом использовании собрания несочинений (СН).

Прежде всего СН – это хранилище ваших идей, замыслов, намерений, даже мимолётных писательских желаний. Приучите себя записывать в СН всё, что вас осенило, – и у вас будет ваш персональная творческая сокровищница, в которой ваши задумки будут дожидаться своего часа: подходящего времени, настроения, решимости.

Записывать можно по-разному. Например, в первом занятии говорилось о записи названия, жанра и общего замысла. Но если у вас уже это где-то записано, достаточно отметить самый короткий вариант названия.

Кроме того, в СН может быть, скажем три «тома» (каждый может состоять из нескольких строчек). В первом томе у нас будет собрано то, что мы хотим закончить как можно быстрее. Во втором – то, с чем вполне можно повременить. В третьем – то, что хорошо бы написать хоть когда-нибудь.

В принципе, если говорить о профессиональном подходе, можно в СН включить ещё и «нулевой том» – в который войдёт то, что полностью закончено и ожидает возможности быть опубликованным в периодике или напечатанным в книге.


Отличие СН от собрания сочинений в том, что последнее – это подведение итога творческой деятельности, а СН – это часть её самой.

СН важно не только составить (сделать это в первый раз лучше всего немедленно), но и вести его. Да, время от времени полезно его пересматривать, переносить произведения из одного тома в другой. Какое-то отложим на попозже, какое-то выдвинем вперёд. Пусть эти сочинения не написаны, но с того момента, как возник замысел, каждое из них уже живёт.

ВОЗ

1. Составьте своё собрание несочинений. Если что-то подобное у вас уже есть, обиходьте его, обновите, разбейте на три «тома».

2. Взгляните на знакомый вам рассказ или сказку (хоть на «Теремок»). Проверьте на нём принцип ДОМ. Сформулируйте для себя, каковы там Д, О и М. Хорошо, если вы повторите это ещё для двух-трёх произведений. Ещё лучше, если у вас есть свои произведения, законченные или нет, к которым вы попробуете применить ДОМ.

3. Возвращаясь к жанру афоризма-определения, придумайте определения для слов ДЕЙСТВИЕ, ОБРАЗ, МЫСЛЬ. Это единственный пункт, по которому можно показать результаты.

4. Если вы придумали несколько определений на четвёртом занятии, выберите из них то, которое вам больше всего нравится и представьте, что вы, исходя из него, напишете рассказик или сказку. Какой элемент из принципа ДОМ вам даёт ваше определение. Подумайте, какими будут два другие элемента. Если придумали… напишите этот рассказик или сказку.

Загрузка...