Наша студия не вписывается в обычную систему образования. Первое сентября во всех учебных заведениях отмечается цветами и разными праздничными церемониями. Почему же «Изюминка» избегает этого? Только из-за виртуальности? Но существуют виртуальные цветы и церемонии, за этим дело не стало.
Наверное, существеннее то, чему посвящена студия. Для писательства не существует звонков на уроки, семестров и каникул, экзаменов и зачёток, аттестатов и дипломов. Как же так? – спросит кто-то, – а литературные институты, курсы и прочие «кузницы писательских кадров»?.. Не скажу о них плохого слова, там стараются дать то образование, которое может быть полезно возможному писателю. Но настоящее формирование писателя проходит вне учебного расписания.
Каждый день писатель (или, если говорить не так пафосно, пишущий человек) начинает своё образование заново. Каждый день для него – как первое сентября, только ещё значительнее. А музыка пусть будет внутренней…
И если в какой-то из дней в этом образовании будет участвовать литературная студия «Изюминка», это и будет для неё ваше первое сентября, пусть даже оно обходится без торжеств, да и дата на календаре совсем другая.
«Приём подачи» – термин спортивный. Что он делает тут, среди тем литературных?..
С помощью этой метафоры мне хочется привлечь внимание к тому, что возможностей развивать навыки письменной речи у нас великое множество. Уметь ими пользоваться (что становится естественным делом для сформировавшего писателя) крайне важно для писателя формирующегося.
Кто же подаёт нам тот мяч, который мы должны принять? Нашими партнёрами могут стать самые разнообразные обстоятельства жизни, поводы, возникшие сами или созданные нами сознательно, люди, от которых этого иногда ожидаешь, а иногда и нет. Можно было бы всё это объединить под универсальным именем партнёра «Судьба», но это уж слишком общий подход, а нам надо присмотреться к конкретностям.
Поданный мяч можно пропустить (что нам удаётся успешнее всего), не будет ни свистка судьи, ни проигранного очка на табло результатов. Но каждый из нас заинтересован в том, чтобы подачу принять и мяч, как говорится на спортивном языке, обработать.
Обобщённо можно назвать такой «подачей» каждый импульс, который побуждает нас что-то написать.
Сам этот заголовок показателен, потому что вряд ли крен современного письменного общения в сторону интернета вызывает у кого-нибудь сомнение.
Не будем сейчас обсуждать общение с помощью традиционных бумажных писем. Значение его подчёркивает тот факт, что оно считается самостоятельным литературным жанром (эпистолярным), который заслуживает самостоятельного разговора. Беда лишь в том, что этот способ письменного взаимодействия стремительно сокращает своё присутствие в нашей жизни.
Но даже поздравительная открытка – это возможность выразительной письменной речи. Сведём ли мы её к стандартному набору общеупотребительных слов вроде «поздравляю-желаю»?.. Или вообще купим открытку с готовым текстом?.. Или примем подачу и напишем свой небольшой поздравительный текст, какого ещё не было на свете?.. Ведь тот, к кому ты обращаешься (носитель уникальных свойств, как каждый из людей), соединён с тобой (тоже уникальным человеком) цепочкой совершенно особых обстоятельств. Этим надо непременно воспользоваться, если хочешь научиться писать по-своему. Писать стандартно – невелика наука.
А записка, оставленная тобой на столе для жены или мужа, сына или дочери? Постараться написать её так, что бы хотелось сохранять на память, а не выбросить, скомкав, в мусорное ведро, когда информация уже дошла до адресата. Вот это и значит принять подачу, посланную простой житейской надобностью. Принять так, как достойно пишущего человека.
Даже смска может быть попыткой хорошо сформулированного текста. Но это уже почти интернет…
Начнём с этого, потому что Живым журналом я воспользовался, чтобы донести этот текст до вас, а каждый из вас – чтобы его прочитать. (Сразу скажу, что ни с какими рекламными обязательствами упоминания здесь тех или иных зарегистрированных марок не связаны.)
Между прочим, заголовок этого пункта сначала выглядел так: «Пост в блоге». Но пришлось пожертвовать выразительной лаконичностью и универсальностью формулировки ради вкуса русского языка.
Итак, мы пишем своё очередное сообщение. Мы можем делать это раскованно и освобождённо: на полную катушку пользуясь интернетовским сленгом (чтобы выглядеть современным и крутым), прибегая к особому языку «падонков» (чтобы наше недостаточно владение языком было спрятано в груде нарочитых «ашипок»), игнорируя большие буквы и/или знаки препинания (якобы для повышения скорости ввода), не затрудняя себя поиском слов дальше первого слоя (утешаясь тем, что главное побыстрее выразить мысль), и т. д. Но тогда нам нужно быть готовыми к той незаметной работе, которую выполняет наше сознание, добавляя каждый способ словесного выражения мысли, который мы применили в копилку наших писательских навыков.
Если мы хотим пополнять эту копилку доброкачественным материалом, надо – пусть это будет чуть подольше – писать каждую фразу с аппетитом, чтобы самому было от неё приятно. Надо подыскивать слова второго и третьего слоя (см. об этом НСК), уходить по возможности от сленга.
Пост в блоге (вот теперь я сознательно использую это выражение, оно не такое уж и страшное, не стоило его только выносить в заголовок) имеет свои прозаические особенности, которые позволяют на нём отлаживать некоторые свойства прозы. Прежде всего – это зацепка, умение привлечь внимание интернет-читателя как можно быстрее. С ней рядом находятся неожиданность и юмор, на которые этот особый читатель реагирует быстрее всего. Но и любое из остальных свойств прозы (см. их перечень в НСК), если захотеть, можно сделать изюминкой вашего поста. Вплоть до полноценного литературного текста, который можно дать под катом, если он велик. Тогда текст до ката будет играть роль предисловия, это тоже полезно для литературной тренировки.
Это существенно иной текстовый элемент интернет-общения. Он скорее похож на отзыв (см. НСК), но более летуч и одномоментен. Здесь нас тоже подстерегают соблазны стандартных реакций (типа «+1», «классно», и прочие клише). Здесь тоже в нашей власти эти соблазны преодолевать и сделать свой отзыв самобытным и метким.
Для этого нужно сначала настроиться на текст, к которому оставляешь комментарий (изобразительные материалы оставим в стороне от нашего рассмотрения здесь, на студии слова). Выудить из него хотя бы что-то одно существенное, достойное внимания. А потом приступить к поиску формулировки (пусть краткой, но выразительной, своей), взаимодействия с тем, что мы прочитали.
Комментируя сказанное автором сообщения, мы вступаем в диалог с ним, даже если этот диалог состоит из всего лишь реплики и ответа. Пусть ваш ответ в этом диалоге будет сказан (написан) именно вашим голосом.
Интернет предоставляет разные возможности общения. Обмен сообщениями в разных сетях выглядит по-разному. Это как бы разные способы подачи в нашу сторону, и наше дело научиться принимать любую, в любой форме.
Вот, например, Твиттер, поначалу допускавший сообщения не больше 140 знаков. Понятно, что во многом он используется для особых целей, подразумевающих переход по ссылке, составляющей часть этого текста. Но если оставить эти цели в стороне, к чему предрасполагает эта форма? Конечно, к афористичности, и среди не ссылочных сообщений Твиттера, действительно, встречается много афоризмов и афористичных высказываний. Хороший повод оттачивать выразительную лаконичность.
Здесь мы снова подходим к границе эпистолярного жанра литературы. И для перехода этой границы не нужна виза, нужно лишь наше собственное намерение. Отвечать наскоро или со вкусом?.. Писать поверхностно или всерьёз?.. Стараться сделать обмен мейлами интересным, насыщенным, ёмким – или как получится?..
Даже такой технический, казалось бы, вопрос, как сохранение переписки в текстовом файле (а не просто в расширяющемся и всё более неохватном архиве почтового ящика), обозначает наше отношение к электронному – и вместе с тем, как во все века, человеческому – общению.
Выбор адресата, выбор тем для обсуждения, а главное – количество вкладываемой в письмо творческой энергии… Всё это лежит в основе того, какой будет наша переписка: потоком проходных фраз или нашим сегодняшним классом письменной речи.
Что изучается в этом классе? Не заглянуть ли снова в список опорных свойств прозы?..
В интернете существует и много других возможностей создания текста. Например, самопредставление в профайле. Легче и веселее заполнить его «по приколу». Труднее и важнее написать этот текст так, как живописец рисует автопортрет. Пусть даже набросок карандашом, на клочке бумаги. Но по-настоящему.
А форумы, чаты? Кем мы там окажемся? Забавным ником с произвольными словесными выплесками – или самими собой, со своей интонацией, со своими мыслями, со своим образным мышлением?..
1. Считаете ли вы, что тексты делятся на литературные (для которых надо постараться) и на проходные (которые всё равно как писать)?
2. Имеют ли отношение записи в блогах к литературе?
3. Ведёте ли вы с кем-нибудь переписку? Бумажную или электронную? Интересную или так себе?
4. Стараетесь ли вы придумать оригинальный текст поздравления? Смски? Записки?
5. Удачной или не очень вам кажется метафора «приёма подачи»? Почему?
6. Какие формы интернет-текста вам кажутся особенно полезными для пишущего человека?
1. Напишите историю о необычном интернет-общении.
3. Определения: БАНКНОТА, ВОЗМУЩЕНИЕ, ДОВОД, ЖЕРЛО, ИНФУЗОРИЯ.