С новым годом! С новым изюмительным годом поздравляю всех, кто записался на студию.
Этот год мы начинаем в более сосредоточенном составе. Большинство участников – прежние, они понимают, зачем они на студии и что могут от неё получить. Повторю: важным дополнительным фактором может стать и общение друг с другом. Может быть, оно окажется эффективнее и приятнее, чем членство в каком-нибудь союзе писателей. Буду рад, если возникнет потребность во взаимном общении помимо занятий, – например, если будет создано студийное ЖЖ-сообщество. Но это вопрос чьей-то инициативы.
В этом году я постараюсь создать на студии возможность для её участников заниматься с детьми. Для этого буду внедрять дополнительные элементы занятия и материалов на страничке студии. Надеюсь, эти элементы не ухудшат, а улучшат тексты. То, что ориентировано больше на взрослых, помечено: «для тех, кто постарше». Остальное относится ко всем.
Если кто-то из участников студии захочет включить в занятия ребёнка (который сам этого хочет), надо его записать, прислав мне электронное письмо, как и для взрослого. В ЖЖ можно пользоваться одним и тем же аккаунтом, но подписывать текст ребёнка его именем. И оказывать ему поддержку на каждом занятии. Это можете только вы сами. Вот такой возможен эксперимент. Буду рад обсудить конкретные вопросы.
Теперь перейдём к занятию. Оно, как и все прочие, и для начинающих, и для продолжающих.
Сочинять – значит проращивать в себе
Придумать сказочную историю или рассказать о том, что было на самом деле (ну, хотя бы могло быть) мало, надо это записать. Вот тут-то и начинается сочинительство.
Но как вообще придумывается история?
История рассказывает о какой-нибудь цепочке событий. Это называется – сюжет. Откуда он берётся? Из какого-нибудь зёрнышка. Только обычные зёрнышки или семена сажают в горшок или в грядку, а зёрнышко сюжета придётся выращивать в себе самом. И поливать своим воображением. Чтобы самому представить, как всё происходило, и помочь в этом тому, кто историю прочитает.
Из каких же зёрен можно прорастить историю, то есть её сюжет? Попробуем назвать хоть несколько сортов семян.
– Из предмета. Из любой вещи, большой или маленькой, может получиться прекрасный сюжет. Этому можно натренироваться. Для сказки можно предмет сильно увеличить или уменьшить, оживить или сделать волшебным. Для жизненной истории можно представить какого-нибудь персонажа, у которого из-за этой именно вещи… Дальше продолжать тебе.
– Из события. Цепочка событий, которую мы назвали сюжетом, начинается с одного из них. Зёрнышком может быть самое простое событие, но из-за него произошло следующее, потом ещё одно, ещё – и… Чем всё это закончится, ты узнаешь первым. Если прорастишь своё зёрнышко.
– Из выдумки. Что бы ты ни придумал, оно может стать прекрасным зёрнышком для проращивания. Для этого надо только придумать ещё кое-что, благодаря чему твоя выдумка превратится – во что? Во что-нибудь сказочное. Или во что-нибудь такое, чтобы каждый сказал: «Надо же, какая история произошла…».
– Из впечатления. Это зёрнышко надо поискать среди того, что тебе было интереснее всего в последнее время. И вот об этом интересном придумать, как бы оно могло стать ещё интереснее. Придумаешь – и гляди-ка: сюжет уже проклюнулся.
– Из мечты. Да, если взять что-то, о чём мечтаешь, и придумать, как это может сбыться, то вот это «как» и станет проращиванием.
– Персонаж. Почему бы не начать именно с персонажа – увиденного в жизни, созданного воображением?..
– Воспоминание. Свежее или совсем давнее, воспоминание прекрасно годится стать зерном сюжета. Тем более, что за ним потянутся ниточки вспоминательных подробностей, которые поначалу могут казаться забытыми.
– Мысль. Это очень хорошее семя для сюжета – особенно если найти для неё выразительный образ. Из одной только мысли тоже кое-что может произрасти: эссе, например.
– Тема. Эти семена я часто предлагаю в качестве ВОЗа. Судя по удачным проращиваниям, они обладают достаточной всхожестью. Проращивать сюжет из темы особенно важно для того, кто собирается стать профессиональным литератором.
– Переживание. В этом зерне заключена особая жизненная сила, но к нему нужно особое внимание, чтобы направить эту силу в увлекательное для читателя русло.
– Проблема. Перевести жизненную проблему в художественную форму – это важная работа, помогающая и освоить эту проблему, и испытать возможности её разрешения хотя бы в рамках произведения.
– Что ещё? Разумеется, перечень возможных зёрен для проращивания сюжета на этом не исчерпывается. Чем бы вы сами его дополнили?..
Если нам мало одного зерна, мы можем взять два или три разных – и проращивать их вместе. Сюжет получится только разнообразнее и ветвистее.
Известно, что всему растущему нужна не только почва (наша душа) и влага (наше воображение), но и разные питательные вещества. Посмотрим, что полезно для проращивания сюжета.
– Свойства и особенности. Это относится к любому семечку, которое служит для проращивания. Потому что всё происходящее очень-очень зависит от этих свойств и особенностей.
– Что случилось потом? Замечательное средство для ускорения роста. Почаще задавать себе этот вопрос и отвечать на него – значит помочь сюжету расти и крепнуть.
– Помехи и препятствия. Герою нашей истории они мешают, а вот сочинять историю чудесным образом помогают.
– Способы преодоления. А это помогает и герою, и той истории, которую мы про него рассказываем.
– Неожиданности. Это особо важные витамины для сюжета. Чем больше неожиданностей, тем увлекательнее история.
– Тайна. Она поможет втянуть читателя в чтение, благодаря здоровому человеческому любопытству. Только надо не забыть в итоге всё-таки приоткрыть её.
– Знание. Если мы хорошо знаем то, о чём пишем (пусть даже только что прочли это в интернете), это знание поможет сюжету расти в нужную сторону.
– С кем или с чем взаимодействует наш персонаж? Подумать об этом помогает сюжету разрастаться в стороны.
– Ради чего? Мы должны помнить про цели всех, кто участвует в нашей истории. Из самих этих целей уже пробивается сюжет. Хорошо бы не забывать и свою цель: ради чего мы всё это сочиняем.
– Что МОЖЕТ случиться? Этот вопрос помогает поиграть с читателем. Наивный читатель подумает, что побег пойдёт вправо, а он раз – и влево!..
– Что будет в конце? Чем раньше мы зададим себе этот вопрос, тем лучше сумеем подготовить всё происходящее к ответу на него.
Когда мы начнём облекать сюжет в слова, не забудем внести в него цвета и облики, запахи и звуки, вкусовые ощущения и прикосновения. Чтобы читатель мог всё увидеть и ощутить. И если сюжет станет вбирать это всё в себя по мере проращивания, мы не будем сопротивляться. Пусть растёт и крепнет…
1. Какие зёрна вам ближе? Какие вы бы добавили к перечню?
2. Какие питательные вещества вам кажутся наиболее важными?
3. Кажутся ли вам чрезмерно упрощёнными (или чрезмерно сложными) тексты в занятии, не помеченные «для тех, кто постарше»?
4. Можно ли по написанному произведению угадать, из какого зерна оно выросло?
5. Может ли послужить зерном сюжета чужое произведение?
(Для тех, кто постарше) Если хотите пройти занятие усерднее, возможно сделать этот ВОЗ для двух или трёх зёрен. Ещё полезнее – выбрать зерно или зёрна случайным образом.
2. Сочинить историю по одному из проращённых сюжетов. Сказку или рассказ? Что вырастет. Напоминаю про ДОМ!
3. Слова для определений: АЛЛЕЯ, АЛМАЗ, АЛЬБОМ.
Добавок тем, кто постарше: АРЕСТ, АРТИЛЛЕРИЯ, АРХАИЗМ.