Итак, у нас есть начальная группа в несколько участников (их можно узнать по участию в обсуждении первого занятия с помощью комментариев). Вот это участие и есть одна из двух главных составляющих работы в студии. (Интересно, а какая ещё?) Можно даже сказать, кто был вот на этом занятии, а кто нет. Что ж, можно участвовать и не каждый раз. Правда, в интересах участника хотя бы просмотреть пропущенное.
Степень участия в том или ином занятии – индивидуальное дело каждого. Но от этих усилий зависит качество вашего обучения. По-настоящему качественной оно будет именно при нашей общей работе.
Каждый может общаться со мной на очередном занятии студии или по электронной почте. В любом случае призываю вас к созидательным усилиям! Предлагайте темы и формы ведения студии, задавайте вопросы, поворачивайте по-своему обсуждение. В этом – часть замысла ИЗЮМИНКИ.
Участником студии может быть и ребёнок. Для меня это будет особая честь. Но специальной ориентации на детское восприятие не будет: для этого нужен другой стиль.
Поэтому хорошо, если кто-то из взрослых (родители – самые естественные кандидаты) возьмёт на себя роль посредника, упрощая, если надо, и проясняя каждое занятие, да и само пользование ЖЖ, приближая всё к игре. Это к тому же творческая разновидность общения с ребёнком, в котором нынешние дети остро нуждаются.
Впрочем, и сами – будьте как дети (Мф 18:3).
Тех, кому интересно поучаствовать в литературных и словесных играх, приглашаю на специальный форум. Игра – это неплохо (если есть время), но в рамках интернет-студии самими играми мы заниматься не будем. Хотя со временем поговорим о них.
Как театр начинается с вешалки, так и каждое занятие будет начинаться с организационного вступления к нему. Поэтому не спешите перескочить сразу к занятию.
В конце занятия вам будут предложены ВОзможные Задания (сокращённо – ВОЗ). В этот ВОЗ можно впрягаться или не впрягаться. Если задание сформулировано слишком чётко, не спешите его выполнять прямо в предложенном виде. Обомните его под себя, чтобы возникла своя вариация задания. Это намного лучше.
Задания вы делаете (или не делаете) для себя, для того, чтобы обучение сопровождалось практикой.
Вы можете на основе этих занятий вести собственную студию – с детьми или со взрослыми. Или просто разбирать занятия группой, добавляя к ним свои элементы.
Вести такую студию или группу – это зона вашей ответственности.
Такое дело помощи другим прекрасно вознаграждается, хотя вряд ли финансовым образом. Больше всего пользы от этого получите вы сами: знаю по собственному многолетнему опыту ведения литературных студий, курсов, семинаров и мастер-классов.
У меня есть цикл из пяти основных книг по литературному творчеству.
Взрослым нужна книга «Написать свою книгу». Подросткам – «Учусь сочинять». Для работы с детьми – «Пиши по-своему» и «Домашний автор». При интересе к ведению занятий по литературному творчеству можно обратиться к книге «Литературная студия: открытие возможностей».
Тексты этих книг не будут использованы в качестве занятий, хотя многие важные темы, затронутые в них, появятся и здесь. Так что книга может оказаться полезным дополнением к студии.
Каждое занятие у нас должно быть ВИП-занятием! Со своей стороны, я постараюсь, чтобы в каждом из них присутствовало нечто Важное + нечто Интересное + нечто Полезное.
Можно расшифровать ВИП и по-другому: нечто Витаминное + нечто Интригующее + нечто Практичное. Или как-нибудь ещё. Как? Попробуйте расшифровать и сами.
Хорошо, если занятие будет ВИП и со стороны участников. Это означает: Все Инициативно Пробуют (обдумывать, обсуждать, применять). После того, конечно, как Все Интенсивно Переварят содержимое занятия.
Что студия будет каждому давать в реальности – это нелегко угадать и зависит от каждого. Многие вещи таковы, что им нельзя научить, но можно научиться. Чего хотелось бы каждому из нас – это нам никто сказать не запрещает.
Перечислю свои пожелания о том, что должна давать студия:
Побуждение к письменному творчеству (тормошение). Обдумывание роли сочинительства для себя самого и для других. Общее ориентирование в писательском деле. Освоение некоторых литературных жанров. Общение с другими пишущими людьми. Создание собственного набора писательских инструментов. Развитие творческой самостоятельности.
Кто что добавит?