Первое занятие в этом году меня порадовало. Участников студии стало меньше, зато всё это реально занимающиеся люди. Кроме того, заметно, что у тех, кто научился получать от студии полезные витамины, крепчают литературные мускулы. Точнее, те группы сочинительских мышц, которым человек уделяет внимание.
Практически все свои впечатление мы черпаем из памяти. Даже то, что произошло минуту назад, – это уже достояние памяти. Впрочем, недавнее мы помним достаточно живо, а вот чем больше прошло времени, тем наше достояние меньше. Говорю об этих общеизвестных вещах, чтобы перейти к тому, что известно уже не всем, а людям пишущим.
Человек пишущий давно уже открыл возможность существенным образом расширять свою память, фиксируя недавние впечатления и переживания, чтобы «законсервировать» их на будущее. Эта возможность называется дневником. Прошу прощения, если кому-то покажется, что речь опять об общеизвестном, но это важно:
– Дневник можно начать сегодня.
– Даже самая лаконичная запись может стать ключиком к важной области памяти.
– Любая запись в дневник – это вклад в собственную память, на который с годами накапливаются проценты.
– Дневник тренирует писателя и развивает человека.
– Дневник – это и мастерская, и склад, и источник вдохновения.
О дневнике подробно говорится в НСК (главка «Дневник: бортовой журнал» и пр.). Множество писательских и неписательских дневников стали со временем книгами, и с ними легко познакомиться. Но главное, откуда можно получить представление о дневнике, – ваши собственные дневниковые записи.
Дневниковая стилистика тесно связана с развитием навыков письменной речи. С одной стороны, развивая навыки сочинительства, естественно практиковать их и в форме дневника. С другой стороны, дневник сам по себе является полигоном для умения переходить от переживаний, впечатлений и мыслей к их словесной формулировке.
Не обязательно вести дневник регулярно и подробно. Канва дневника может быть краткой, фактологической, но если вы делаете запись о том, что вас особенно затронуло, можно дать себе волю и написать об этом раскованно: и о своих наблюдениях, и о чувствах, и о мыслях, связанных с происшедшим. Тогда это будет не просто ключик от комнатки с воспоминанием (ключик всё-таки может когда-нибудь и не сработать), а сама комнатка, в которой воспоминание займёт ту жилплощадь, которую вы ему предоставили.
Такая запись со временем (через день или через год) может стать прообразом, черновиком вашего произведения в том или в ином жанре – или просто поводом, побуждением к нему.
Тем, кто не пробовал вести дневник или пробовал давно, надо обязательно попробовать. Назначьте себе срок неделю (кто терпеливее – месяц) – и попробуйте. А потом посмотрите, что получится и стоит ли тратить на это время дальше (подсказка: стоит!).
Блог в интернете, хотя он и может казаться разновидностью дневника, не станет его заменой для пишущего человека. Писателю надо быть наедине с собой и своими словами, прежде чем он выйдет к тому, кто может его прочитать. Но некоторые записи в блоге могут принести пишущему свою позу. Блог – это своего рода публичный черновик для того, кто умеет (или учится) писать начисто. И увидеть в черновой период возникновения текста, как на него реагируют, иногда интересно. Важно лишь не позволять чьим-то комментариям гасить свой первоначальный импульс.
Дневник – это естественная почва для жанра рассказа. (Рассказу посвящены занятие 10 и главка «Рассказ: самый жизненный жанр» в НСК. После неё идёт главка, посвящённая записной книжке, это близкая тема.)
Дело не только в использовании для рассказа реального сюжета, выбранного из дневника, хотя и сюжеты такие постепенно накапливаются. Важны и мелкие жизненные приметы, которые вы вспоминаете с помощью дневника, – они могут стать деталями рассказа, теми подробностями, которые оживляют его.
Память хороша тем, что она постепенно отсеивает второстепенное, благодаря чему лучше прорисовывается главное. Но иногда она делает это своеобразно. Ведь даже в электронной почте мы порою обнаруживаем нужное письмо в папке «Спам». Дневник позволяет вернуться к тем воспоминаниям, которые, возможно, оказались отсеяны или пригашены памятью. Среди них вполне может оказаться то, которое пригодится нам сейчас для творческого освоения.
Можно придумать сюжет рассказа, персонажей и события, которые с вами не случались. Но это лишь чертёж, схема. Материя рассказа, его плоть, гораздо больше нуждается в нашем реальном опыте (даже если он происходил при совершенно других обстоятельствах). А значит – в достоянии нашей памяти, поддержанной теми средствами, которые мы для этого используем.
1. Вели ли вы когда-нибудь дневник? Если да, каково примерное соотношение времени, охваченного дневниковыми записями (вычитая перерывы), со всем прожитым вами временем?
2. Как вы относитесь в использованию дневника в литературном творчестве?
3. Читали ли вы книги-дневники или книги в форме дневника (кроме «Записок сумасшедшего»)?
4. Что ещё вы хотели бы высказать на тему «Дневник – воспоминание – рассказ»?
1. Заведите дневник на неделю. Если вы и так его ведёте, постарайтесь эту неделю вести обогащённые записи: больше мыслей, наблюдений, впечатлений, переживаний. В конце этой недели выберите из записей одну и напишите, отталкиваясь от неё, рассказ. Постарайтесь брать детали для этого рассказа их других записей этой недели.
2. Сочините рассказ в форме дневника сочинителя. Лучше, если героем будете не вы сами.
3. Слова для афоризмов-определений: АРАХИС, БЕЗВЛАСТИЕ, КОЛЯСКА (детская), МУЗА, ОРАВА.