Отчитаюсь за первое полугодие. Сейчас в списке Изюминки-2010 двадцать один участник. Из них примерно две трети участвовали в двух занятиях и больше. В последнем занятии проявились пока меньше трети участников.
Конечно, за каждым по-прежнему подразумевается свобода участия (или неучастия) в любом занятии. Все занимающиеся очень разные, и каждый решает свои задачи, это нормально. Мне кажется, по тем текстам, которые я вижу, что у всех наблюдается, как говорят врачи, своя «положительная динамика». Хотя относить это за счёт студии, было бы самонадеянностью с моей стороны. Человек развивается за счёт многих факторов, и приписывать его успехи именно участию в студии я не берусь.
Нет, не жанру литературной критики посвящено это занятие. Речь пойдёт о том, как мы можем помочь самому себе или другому автору в работе над текстом. О конструктивной критичности по отношению к тексту. Хотя, наверное, какие-то подходы могут быть отнесены и к литературной критике как жанру.
Сначала поговорим о том, как можно помочь другому автору улучшить написанный им текст.
Нужно ли вообще критиковать текст, который тебе предложили прочитать, чтобы узнать твоё мнение? Может быть, главное для творчества – поддержка, и стоит вообще отказаться от критических замечаний? Может быть, в любом случае надо искать только слова похвалы и ободрения?
Ободрение и поддержка – вещи необходимые в творческом взаимодействии. Но без критичности не будет и самого взаимодействия. Поэтому всегда необходимо искать такие подходы, которые эффективно сочетали бы ободрение с критичностью. Именно эти подходы и будут практическими инструментами поддержки.
Ободряющей критичности полезно исходить не из недостатков текста (и уж тем более не из недостатков автора!), а из его достоинств. Не бывает так, чтобы у текста, в котором человек творчески себя проявляет, не было совершенно никаких достоинств. Значит, первая задача критичности – увидеть эти достоинства, чтобы было на что опереться. Чтобы было ради чего способствовать улучшению текста.
Не бывает, вообще говоря, и текста без недостатков. Но здесь надо различать разные их виды. Есть недостатки, которые легко исправить, и они не задевают внутреннюю самобытность автора. На другом полюсе – то, что может показаться нам недостатком, но на самом деле это свойство, которое органически связано с индивидуальностью автора. Такое свойство способно, при внимательном отношении к нему, перейти в разряд достоинств. Это ещё одна причина необходимости исходить именно из достоинств текста, способствовать их усилению, а не приводить текст к какой-то безличной «норме».
Ещё один важный момент. Лучше показать автору на возможности улучшения, чем подсказывать конкретные варианты возможного улучшения. Чем более значительны предстоящие изменения, тем это важнее. Конечно, где-то можно и конкретное слово посоветовать на замену. А вот фразу автору лучше придумать самому. И композицию изменить тоже.
Для каждого текста можно попробовать представить себе его прообраз – то есть этот текст, каким он мог бы быть, если автор написал бы его на максимуме своих возможностей. Вот к этому представлению, к прообразу текста, и должна продвигать нас работа по его улучшению.
Представление о прообразе текста будет тем более различным у разных людей, чем меньше они вникают в личность автора и чем больше руководствуются собственными вкусами. Поэтому наша помощь, в отличие от чисто редакторской работы, должна состоять в столкновении автора с его собственными побуждениями и в поддержке движения в намеченном направлении.
Напомню две мнемоники, которые помогут понять, в чём может быть улучшен текст:
1. ДОМ – присутствие в тексте трёх главных составляющих литературного произведения. Д – действие, О – образ, М – мысль.
2. Закон трёх У. Удачное повествование должно быть Увлекательным (то есть читаться с интересом), Удивительным (то есть содержать что-то своё, никем ещё не сказанное) и Убедительным (то есть достоверным, независимо от того, реальность это или выдумка).
Можно также привести перечень опорных свойств прозы, которые могут помочь найти слабые стороны текста:
1 – ДЕЙСТВИЕ, событие, происшествие, приключение.
2 – ОБРАЗ, метафора, картина, изображение.
3 – МЫСЛЬ, идея, постижение, переживание.
4 – КОМПОЗИЦИЯ, структура, ритм, мелодия.
5 – ЗАЦЕПКА, привлечение внимания.
6 – ГЕРОЙ и другие персонажи.
7 – ИНТОНАЦИЯ, стилистика.
8 – ЮМОР, ирония, парадокс.
9 – УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, достоверность.
10 – НЕОЖИДАННОСТЬ, непредсказуемость, удивление.
11 – ПОДРОБНОСТИ, фактура, деталь.
12 – КОНЦОВКА, заключительный аккорд.
Перечень опорных свойств поэзии близок к предыдущему:
1 – МУЗЫКА, размер и ритм, рифма и звукопись.
2 – ЧУВСТВО, эмоциональная искренность.
3 – МЕТАФОРА, углублённое сопоставление, превращение одного в другое.
4 – ЖИВОПИСЬ, изображение.
5 – ОБРАЗ, изобразительно-смысловой итог.
6 – МЫСЛЬ, попытка постижения.
7 – ОСЬ стихотворения, его герой.
8 – НЕОЖИДАННОСТЬ, удивление.
9 – ДЕТАЛЬ, подробности.
10 – КОНЦОВКА, замыкание в образ.
Подробнее эти инструменты, которые можно использовать для анализа текста, описаны в НСК.
Теперь проще представить себе и ободряющую самокритичность, с которой стоит относиться к своему собственному тексту. Дело автора не в том, чтобы задаваться вопросами, нагнетающими внутреннюю неуверенность: кому это интересно? не графомания ли это? умею ли я вообще писать?.. Дело автора – приближать написанный текст к его прообразу: к тому, каким этот текст может стать, если его улучшить.
Опираться на достоинства текста нужно и в том случае, если он твой собственный. Чем отличается самокритичность от критичности – это тем, что конкретные варианты улучшения текста нужно искать самому. Потому что здесь конечная инстанция – ты сам.
Для редактирования стоит использовать вспомогательные перечни, приведённые выше. Кроме того, полезно:
– убрать повторения,
– подобрать наиболее точные синонимы,
– укоротить длинные фразы,
– урегулировать абзацы,
– и прочее, что тебе подсказывает имеющийся опыт редактирования.
Надо не забыть и дать почитать текст кому-то, кто сможет добавить к твоей самокритичности свою ободряющую критичность.
1. Болезненно ли вы относитесь к критике написанного вами? Какая критика представляется тягостной, а какая полезной?
2. Помогаете ли вы кому-то улучшать свои тексты? Полезна ли эта работа вам самим?
3. Понятно ли представление о прообразе текста? Что к нему можно добавить?
4. Какие из опорных свойств прозы или поэзии вам представляются наиболее важными? Каких не хватает в перечне?
5. Какие виды работ с текстом вы добавили бы к перечисленным в занятии?
1. Проведите эксперимент. Дайте прочитать один и тот же вариант написанного вами текста двум-трём людям, попросив их не обмениваться мнениями друг с другом. Попросите каждого сделать замечания по тексту. Сами тоже – перечитайте свой текст и сделайте пометки для его улучшения. Насколько совпали или разошлись замечания каждого из критикующих? Помогает ли вам совпадение замечаний?
2. Возьмите какой-нибудь небольшой текст из интернета. Лучше, если это будет текст кого-то из знакомых, кто готов к вашей критике. Просмотрите его и обдумайте, какие замечания по его улучшению вы бы сделали (или сделайте их для знакомого). В чём были затруднения? Нравится ли вам такая работа?
3. Слова для определений: БЕЛИЗНА, ГОЛОГРАММА, ДОВОД, КАЛОРИЯ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.