Видно, что некоторые занимаются очень успешно, проходя во время работы с занятием ощутимые этапы понимания свойств письменной речи. Другие участники, занимающиеся не первый год, укрепляют и отлаживают свои навыки, что тоже радует. Спасибо всем, кто занимается в «Изюминке» от души! Благодаря вам, я тоже мобилизуюсь и стараюсь быть максимально эффективным.
Внимание! Это занятие я не старался – даже местами – приспособить к детскому восприятию, поскольку тема в целом рассчитана на взрослых. Но это не значит, что некоторые «изюминки» этой темы не могут быть доступны детям. Всё зависит от родителей. Смотрите сами, чем сможете заинтересовать ребёнка. Может быть, игрой в превращение текста в стихи. Может быть, сочинением трёхстиший. В любом случае остаётся придумывание определений. Кстати, вы всегда можете добавить к заданным словам – свои.
Для начала напомню основное отличие стихов от прозы. Это разделение текста на строки. Когда автор делит написанное на строки нарочно, чтобы это читали именно так, – значит, он пишет стихи. Подробнее об этом говорится в НСК (главка «Чем стихи отличаются от прозы»).
Стихи нередко используют внутри прозы. Если это ваши стихи, лучше, чтобы они были хорошими (слабые ослабляют и окружающую прозу). Стихи привлекают к себе особое внимание, поэтому их не стоит вставлять в прозу в большом количестве (это тоже её ослабляет). Недаром писатели порою помещают стихи, относящиеся, например, к роману, в приложение к нему.
Напоминаю, что правила нужны не только чтобы их соблюдать, но и чтобы нарушать. Из успешного нарушения правил иногда происходят замечательные результаты. Например, у Николая Носова в книге «Приключения Незнайки и его друзей» прекрасно использованы слабые стихи, которые пытался сочинять главный герой. Так что когда мы сочиняем стихи от имени персонажей, они становятся характеристикой этих персонажей, и к ним уже не применимы обычные критерии стихотворного качества.
Небольшие фрагменты стихов интересно использовать для эпиграфов, для того, чтобы через них показать настроение персонажа, который их цитирует.
А можно ли различие между стихами и прозой использовать, чтобы улучшить саму нашу прозу?
Отличаясь от обычной прозы разбиением на строки, стихи отличаются от неё, конечно, не только этим. В стихах большее значение имеют ритм (часто он превращается в метрический размер), музыкальное звучание (звукопись, рифмы и сама словесная мелодия), образность (метафоры, сравнения и прочие способы дать увидеть свою мысль и свои переживания). Но многое из этого в какой-то степени свойственно и прозе.
Легче сказать, что прозе НЕ свойственно. Метрический размер, например, сам по себе намечает деление текста на строки, поэтому это именно стихотворное свойство. То же самое можно сказать про рифмы. В русской поэзии рифмы традиционно чаще встречаются на концах строк. Даже если использовать их внутри текста, не разделённого на строки, они своим звучанием эти строки подразумевают. Таков, например, «раёшник», который правильнее считать стихами, даже если он записан в подбор, то есть без разделения на строки, кончающиеся рифмами.
Любое, самое строгое стихотворение, сонет какой-нибудь, можно записать без деления на строки, но это лишь форма подачи. Стихи всё равно останутся стихами. Известные «Стихотворения в прозе» Тургенева всё-таки именно стихотворения, и если их разделить на те строки, которые заданы ритмически, получилось бы то, что называется в поэзии верлибром или свободным стихом.
Верлибр – это текст, в котором наверняка использовано только главное свойство стихов: деление на строки. А каждое из остальных стихотворных свойств может присутствовать или отсутствовать.
Теперь попробуем применить деление на строки к прозе. Вот я поглядел в окно и написал:
Сегодня весь день падал снег, даже метель мела. Да ещё давление было рекордно низким. Но, наверное, хорошо, что не очень ясная погода: скорее бы ушли морозы и морозцы, и пришла бы настоящая весна.
Теперь превратим этот абзац в верлибр:
Сегодня весь день падал снег,
даже метель мела.
Да ещё давление было рекордно низким.
Но, наверное, хорошо,
что не очень ясная погода:
скорее бы ушли морозы и морозцы,
и пришла бы настоящая весна.
Верлибр – это стихотворение. Поэтому присмотримся к нему внимательнее.
– «Сегодня весь день» неудачное выражение, немного тавтологичное. Почему бы вообще не убрать первое слово?
– Слово «падал» слишком дежурное. Что ещё бывает со снегом. Вполне можно вместо «падал» поставить тире.
– Запятая в конце первой строки соединяет её в одно со второй строкой. Зачем? Это разные вещи. Заменим запятую на точку.
– Начало четвёртой строки какое-то буксующее, ничего не добавляющее. Если оставить здесь только слово «хорошо», оно будет более неожиданным, контрастным с предыдущими тремя строками.
– Двоеточие в конце пятой строки создаёт ненужную сцепку с шестой. Вполне можно поставить точку.
– «Скорее бы ушли» и «пришла бы» в 6—7 строках выглядят вяло, будто и не очень хочется. Заменим-ка на «Скорее уйдут» и «придёт».
– Запятая в конце шестой строки тоже гасит энергичность. Точка лучше.
– «И» в начале последней строки не нужно и образует странный повтор с «и» из предыдущей строки.
Итак:
Весь день – снег.
Даже метель мела.
Да ещё давление было рекордно низким.
Хорошо,
что не очень ясная погода.
Скорее уйдут морозы и морозцы.
Придёт настоящая весна.
А теперь вернёмся к прозе:
Весь день – снег. Даже метель мела. Да ещё давление было рекордно низким. Хорошо, что не очень ясная погода. Скорее уйдут морозы и морозцы. Придёт настоящая весна.
Текст стал энергичнее, выразительнее, яснее.
Что же мы сделали? Воспользовались переходом к форме верлибра, как микроскопом, чтобы пристальнее рассмотреть особенности текста и максимально его улучшить. После этого снова представили его в виде прозы – существенно улучшенной.
К сожалению, не всегда хватит энтузиазма, чтобы поработать так с большим рассказом или повестью. Но если какой-то фрагмент вы хотим как следует отшлифовать, этот метод может пригодиться. Он сосредотачивает наше внимание на том, что его особенно заслуживает.
Если же представить, что мы хотим оставить текст именно как стихи, нам надо не обеспечивать его рифмами или метрическим размером, а насытить образами и музыкой. Попробую проиллюстрировать:
Весь Божий день – снег, снег, снег.
Деловито метёт метель.
Давление падает, сея смуту.
Хорошо,
пусть погода ходит ходуном.
Пусть сгонит морозы и морозцы
ради настоящей весны.
Здесь мы уже подходим к другому берегу темы – к верлибру. Мне кажется, что это тот единственный поэтический жанр, который должен опробовать для себя каждый пишущий человек. Поскольку именно в нём участвуют самые важные элементы поэзии: музыка, переживание и образ.
Тот, кто пишет прозу, с помощью верлибра научится лучше слышать её внутреннюю мелодию, наполнять её чувством и метафорами.
Тот, кто любит стихи с размером и рифмой, отойдя от них на время, разглядит то, что порою трудно оценить за рифмованным силлабо-тоническим текстом: певучий и звучный голос самого языка.
Пожалуй, самый интересный для освоения жанр верлибра – это свободное трёхстишие, истоки которого таятся в японском хокку. Об этом можно прочитать в НСК (главка «Свободное трёхстишие»).
Но и просто верлибр – чистое искусство поэтической речи – поможет вам увидеть многие удивительные изгибы русскоязычной словесности, которые можно не заметить в потоке обычного прозаического текста.
Чтобы видеть музыкальное родство стихов и прозы, полезно помнить об основных соответствиях между ними.
1. Делению стихотворного текста на строки соответствует деление прозаического текста на абзацы.
Это очень важно. Представьте, что вы написали длинное стихотворение в подбор, забыв разделить его на строки. Разобраться можно, но читать трудно, и многие поэтические тонкости в таком потоке утонут. Однако пишущий прозу начинающий автор делит её на абзацы далеко не всегда, когда этого требуют логика и смысл повествования. Абзацами надо учиться пользоваться! В частности, не стоит забывать сменить абзац при переходе к дальнейшему витку повествования.
2. Делению стихотворного текста на строфы соответствует пустая строка в прозе. С помощью пустой строки мы обозначаем завершение определённой части рассказа и переход к следующей. Это очень выразительный элемент. При наборе текста в книге пустую строку иногда называют «отбивкой».
3. В прозе есть даже свой аналог стихотворной рифмы. Это то, что называют «рефрен», повтор какой-то фразы в некоторых местах текста.
1. Сочиняете ли вы стихи (или когда-нибудь сочиняли)?
2. Как вы относитесь к верлибру? Пробовали ли сами сочинять верлибры?
3. Все ли признаки отличия стихов от прозы вам кажутся убедительными? Есть ли отличия, которые здесь не названы?
4. Какие книги, в которых использовались автором и проза и стихи, вам запомнились?
5. Каких поэтов, писавших верлибры, вы читали?
1. (Для тех, кто постарше.) Взять абзац какого-то из написанных вами текстов, записать в виде верлибра, отредактировать и записать снова в прозаическом виде. Выставить все три этапа в своём ЖЖ и дать ссылку.
2. Сочинить небольшой верлибр. Постараться, чтобы он был музыкальным (например, легко распевался), чтобы в нём было побольше образов, чтобы он отражал ваши переживания.
3. Слова для определений: ДВОРНИК, ДЕДУШКА, ДИНОЗАВРЫ (не один, а много).
Добавок тем, кто постарше: ДАРОВАНИЕ, ДЕВИЗ, ДИКАРИ.
В этот раз ввожу ограничения (для взрослых), чтобы помочь избегать слов первого слоя. Для каждого слова даю список слов, которые не стоит использовать в определении (включая производные):
ДВОРНИК (метла, лопата, двор), ДЕДУШКА (старик, внук), ДИНОЗАВРЫ (огромные, вымершие, чудовища, древние), ДАРОВАНИЕ (талант, дар), ДЕВИЗ (фраза, лозунг, слова), ДИКАРИ (пещера, первобытный, древний).