Занятие 18 (6.12.09): Литература как игра и литературные игры

Студия понемногу саморегулируется. Несколько участников, по-моему, научились извлекать из неё свою индивидуализированную пользу. Я принадлежу к их числу. Поэтому размышляю о дальнейшей эволюции занятий и по-прежнему нуждаюсь в ваших замечаниях, оценках и пожеланиях.

Скорее всего, это занятие последнее в 2009 году. Поэтому буду рад каждому из участников (независимо от активности посещений), который пришлёт мне по электронной почте письмо с информацией о своём восприятии работы студии в этом году и с предложениями по её развитию в будущем.

Литература как игра и литературные игры

Последние занятия у нас были дюже серьёзные, пора немного развлечься.


Первое развлечение – это подумать о литературе как об игре. Это нисколько её не унижает. Всё дело в том, КАКАЯ ИГРА. Игры бывают бывают насыщенные, радостные и развивающие, но случаются также пустые, отупляющие или вовсе тёмные.

Не только литература в целом, каждый жанр в ней – отдельная игра со своими правилами, которые называются законами жанра. Но это не означает, что это незыблемые законы. Пускаясь в игру, мы можем принять и обновлённые правила, лишь бы в них был смысл. Впрочем, вполне естественно сначала освоить те, что уже существуют. Тогда новое будет служить развитию, а не слепому желанию всё переиначить.


Теперь второе развлечение: поговорим о словесных и литературных играх. Они нужны нам самим, чтобы развивать в себе вкус слова и способность к импровизации. Они нужны нам в общении с нашими детьми (а может быть, и со взрослыми друзьями) – как поддержка в освоении речи, устной и письменной, как побуждение к творчеству.

Некоторые из таких игр известны больше, некоторые меньше. В моей книге «Литературная студия: открытие возможностей» собрано почти две сотни игр в ориентации на студийные занятий. Описание некоторых игр я приведу ниже. Некоторые не буду описывать подробно, просто напомню про них.


Одна из простейших словесных игр – ЦЕПОЧКА СЛОВ, когда следующий говорит слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова (если она не годится, берём предпоследнюю). Можно заранее определить сегодняшнюю тематику слов. Слишком легко? Поиграйте в КРЕПКУЮ ЦЕПОЧКУ, чтобы очередное слово начиналось с двух последних букв предыдущего.


Несложная игра, полезная для расширения словарного запаса и для развития чувства словесных метаморфоз, – НАБОРЩИК (или МНОГО СЛОВ ИЗ ОДНОГО): оставление слов из тех букв, которые найдутся в большом выбранном для игры слове.


К семейным словесным играм можно отнести игру БАЛДА – «строительство» слова по букве от каждого, когда проигрывает тот, кто вынужден его закончить.


Известно угадывание букв в слове, где обозначены лишь места для букв (по-моему, она фигурирует в передаче «Поле чудес»).


Весёлая игра ГРУЗИМ КОРАБЛЬ, развивающая память, фантазию и ассоциативное мышление. Все по кругу перечисляют то, что каждый погрузит на корабль (только перед тем, как назвать своё, надо перечислить всё, названное до этого, в правильном порядке). Например, первый: «Я гружу на корабль… АПЕЛЬСИН». Второй: «Я гружу на корабль АПЕЛЬСИН и… ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ». Третий: «Я гружу на корабль АПЕЛЬСИН, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ и… ГОЛУБУЮ ЛУНУ». И далее по кругу. Кто не сумел повторить всё предыдущее – выбывает.


ОТГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ (другое название НА ЗЕМЛЕ ИЛИ НА НЕБЕ). Один задумывает слово (можно записать его на бумажке, но до завершения игры никому не показывать). Остальные задают вопросы, чтобы отгадать задуманное. Возможны три ответа: «да», «нет», «несущественно». Игра продолжается до угадывания слова (или по времени, или до установленного заранее количества вопросов). Здесь важно выбирать основные направления для вопросов о свойствах задуманного, уметь формулировать вопросы и менять их направленность, подбирать характеристики так, чтобы выявить сущность предмета.


БУРИМЕ – игра, известная издавна. Выбираются (или назначаются друг другу) две пары рифм. Нужно сочинить четверостишие, использующее эти рифмы. Эта игра можеть иметь много разновидностей. Интересно назначать не рифмы, а только пару слов, к которым рифмы надо подобрать, а потом и стих сочинить.


МОНОРИМ – коллективное сочинение (каждый по строке) стихотворения с одной и той же рифмой.


ПЕРЕДВИЖКА (известна также под названием ЧЕПУХА). Все получают листочки и последовательно пишут на них ответы на вопросы: ГДЕ это было, С КЕМ это было, ЧТО с ним (с ней, с ними) случилось плохого, О ЧЁМ он (она, они) мечтал, ЧТО ПРОИЗОШЛО, ЧЕМ ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ, ЧТО СКАЗАЛИ на это люди. После ответа на очередной вопрос надо загнуть полоску на листке так, чтобы написанного не было видно, и передать следующему по кругу. После того как каждый написал ответ на последний вопрос, исписанные листочки зачитывают вслух. Интересно проследить, как каждый ведёт свою линию и какие неожиданно смешные результаты возникают вследствие разнобоя сюжетов.


РИФМОВАННАЯ ПЕРЕДВИЖКА. Здесь вопросы не задаются. Каждый пишет на листке стихотворную строку и передаёт следующему по цепочке. Получив листок, нужно придумать следующую строку (в рифму), загнуть полоску на листке так, чтобы написанного двустишия не было видно, написать новую стихотворную строку и передать следующему. Игра продолжается, пока не будет пройдена вся цепочка участников. На последнем шаге новую строку писать не надо, только дописать предыдущую. Потом листки собираются и вслух зачитывается то, что получилось, со всеми неожиданностями, связанными с тем, что автор не знал предыдущего текста.


ДУЭЛЬ ОПРЕДЕЛЯНТОВ. Это игра на двоих (или на несколько пар). Каждый пишет на листке одно слово и меняется листками с партнёром, после чего придумывает определение для слова, полученного от него. Написав своё определение, придумывает следующее слово – и обмен листками повторяется. Кто быстрее готов отдать листок – тот «выстрелил» первым. Очень эффектная и плодотворная игра. Ориентация на то, чтобы как можно меньше думать над определением, помогает снять естественные зажимы.


Ещё одна игра на афоризмы-определения: ОПРЕДЕЛИ ЭТО ЧЕРЕЗ ТО. Каждый пишет на двух листочках два слова. Листочки перемешиваются и раздаются наугад по две штуки (1 и 2). Нужно суметь определить слово-1 через слово-2.


ОБРАЗ ЧЕРЕЗ ИМПРОВИЗАЦИЮ. Каждый пишет на листочке тему – одним словом. Например: сирень, звёзды, ветер, река, ракушка, часы, колокол, велосипед, след, песня.. Листочки перемешиваются и раздаются наугад. Каждый импровизирует верлибр (не рифмованное стихотворение, можно маленькое), в котором должен возникнуть образ, связанный с темой.


АУКЦИОН ЭПИТЕТОВ (синонимов). Игра на расширение лексического разнообразия. Выбирается существительное, и к нему надо придумывать подходящие эпитеты. Один человек берёт на себя роль аукционера. Выигрывает (после аукционного «раз… два… три!») последний сказавший эпитет к заданному слову. Он становится следующим аукционером.


ПОБЕГИ ОТ КОРНЯ. Выбирается короткое слово, состоящее из одного корня (например, КРУГ). Каждый может предложить однокоренное слово или его имитацию, даже с небольшим искажением слова (КРУГАНЬ, КРУГАН, КРУГОВОДСТВО к действию, КРЮГ, СКРУЧОК и т. п.).


НЕТ ПРЕДМЕТА БЕЗ СЮЖЕТА. Играющие складывают в непрозрачный мешочек небольшие предметы, каждый по одному, не показывая их друг другу. Затем достают, не заглядывая в мешочек, любой предмет, кроме своего. Задача состоит в том, чтобы придумать историю, связанную с этим предметом (устно или письменно).


КАРКАС. За установленный срок надо сочинить как можно больше слов (или даже связную историю) так, чтобы в каждом слове присутствовала условленная заранее согласная или гласная.


КТО Я? (другое название игры: КРОКОДИЛ). Каждый участник по очереди выходит из комнаты. Остальные в это время придумывают литературный персонаж для него. После этого он входит, и ему на спину прикалывают бумажку с именем этого персонажа. Сам участник не знает, что это за имя. Он должен выяснить это, задавая по очереди другим участникам игры вопросы, ответами на которые должны быть только слова «да», «нет» или «несущественно». Каждый задаёт по одному вопросу всем играющим, потом это делает следующий. В любой момент можно высказать предположение о том, какой персонаж тебе приписан. Выигрывает тот, кто угадал своего персонажа первым, но можно играть и дальше, до последнего угадавшего. Каждый может попросить другого повернуться, чтобы вспомнить закреплённое на спине того имя.


Как видите, игры здесь самые разные, и лучше всего из них те, которые вы сами освоите. Нельзя почувствовать вкус игры, не поиграв в неё.

Буду благодарен, если кто-то из вас поделится другими играми, которые ему нравятся.


И снова вернёмся к той грандиозной и необходимой человечеству игре, которая называется литература и в которую интереснее всего играть всерьёз и с полной самоотдачей.

ВОЗ

1. Напишите небольшую историю, сюжетной основой будет игра (не обязательно словесно-литературная, любая). Попробуйте и в самом стиле использовать игровые элементы.

2. Сочините небольшое эссе или рассказ, в котором первые буквы абзацев составят ключевую фразу (приём, на котором построен акростих).

3. Слова для афоризмов-определений: БАЛОВСТВО (отношение, т.е. когда кого-то балуют, а не балуются), КАНАТОХОДЕЦ, НАЕЗДНИК, РЕБЯЧЕСТВО, ШОКОЛАД. Попробуйте сначала сыграть с кем-нибудь в ДУЭЛЬ ОПРЕДЕЛЯНТОВ, предлагая эти слова партнёру, а потом уже попробуйте определить их сами.

Загрузка...