Занятие 26 (5.8.10): Сонет – звенящий стих

Жаркое дело

Лето у нас выпало жаркое, да ещё с дымной гарью. Поэтому некоторое снижение студийной активности не удивительно. Удивительно и достойно уважения, что кто-то всё-таки – сквозь дым и зной – читает и пишет.

С другой стороны, ведь и письменное творчество – жаркое дело. Творческое пламя, по-своему задавая жару человеку, огораживает его от сорокаградусных проблем (имею в виду погоду), и от задымления местности. Для меня, признаться, возможность писать – это и альтернатива жизненным трудностям, и дорога к их решению.


Тема занятия сегодня может показаться не самой актуальной, но пишущему человеку полезно заглянуть во все жанры. И многие из них попробовать на вкус.

А жанр, о котором пойдёт речь, – знаменитый.

Звенящий стих

Видя, что НСК прочли далеко не все участники студии, я позволю себе положить за основу занятия то, что написано о сонете там. Разумеется, в модифицированном и дополненном виде.


Слово «сонет» происходит от латинского «сонаре» – звучать, звенеть. Ещё звучнее итальянский оригинал этого слова: «сонетто». Сонет – самый классический жанр Европейской поэзии. И вместе с тем (одно следует из другого) он подвергался, наверное, самому большому числу новаторских обновлений. И это важно понимать, размышляя не просто о жанрах, но о своём жанре, о том, каким он может быть. Полезно знать традицию, канон. Вместе с тем важно не застывать перед ними в полном подражании.

Сонетная стихотворная форма возникла в XIII веке, предположительно в Сицилии. Вершиной канонического сонета считается творчество Петрарки. В XVI веке во Франции сонетами блистал Ронсар, в Англии – Шекспир. В XVIII веке сонет добрался до России, где в этом жанре писали Державин и Пушкин, Лермонтов и Фет, Волошин и Гумилёв, Ахматова и Кирсанов… Но это лишь краткий пунктир истории, немногие имена из большого количества поэтов, отдавших дань этому жанру.

В своей основной форме сонет – это четырнадцатистишие, отвечающее многочисленным строгим требованиям. Они относятся к композиции стихотворения, к схеме рифмовки и качеству рифм, к метрике, к содержательной структуре строф. Повторения слов или выражений в сонете нежелательны, за исключением специальных конструкций…


Тот, кому интересно, узнает конкретные правила из справочника или из интернета. Ведь уже на уровне самых классических правил происходит разветвление традиции. Например, если сказать, что сонет состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трёхстиший (терцетов), а на ум придёт один из сонетов Шекспира, тут же обнаружится противоречие. Оказывается, «английский сонет» состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия.

Тут-то и начинается удивительный фейерверк сонетных форм. Чего только не вытворяли с эталоном классического стихосложения! Это видно даже по названиям. Сонет опрокидывают, делают хромым, приращивают ему хвост, обезглавливают, уполовинивают… Да-да, смотрите:


Опрокинутый сонет – начинается с двух терцетов, а потом идут два катрена.

Сплошной сонет – основан всего на двух рифмах.

Хвостатый сонет – в нём два катрена и три терцета

Хромой сонет – здесь четвёртая строка в каждом катрене отличается по числу стоп от остальных строк.

Безголовый сонет – один катрен и два терцета.

Половинный сонет – один катрен плюс один терцет.

И, знаете ли, это далеко не всё.


В таких издевательствах над сонетом (или, мягче говоря, экспериментах с ним) можно увидеть и совсем другой смысл. Каждому из тех, кто шёл на подобное новаторство, несомненно, нравилась сонетная форма, но он стремился соразмерить её со своей поэтической натурой. Новатор стремился написать свой сонет, найти свой жанр даже в самом классическом жанре.


Ещё одна особая форма произрастает из сонета. Это венок сонетов – своего рода медитативная поэма, состоящая из пятнадцати сонетов и построенная вполне определённым образом. В добавление ко всем жёстким условиям, наложенным на каждый из сонетов, второй сонет должен начинаться с той же строки, которая завершает первый сонет; третий – с последней строки второго и т. д. Последняя строка четырнадцатого сонета должна совпадать с первой строкой первого. Сложность тут не в самом переходе строк из сонета в сонет, а в тех последствиях для рифмовки, к которым приводит это требование. Необходимость искать большое количество выразительных и звучных слов в пределах одной и той же рифмы, соблюдая прочие композиционные и содержательные требования, ставит перед автором очень даже непростые задачи.

А ведь есть ещё и пятнадцатый сонет. Он называется магистралом и должен состоять из первых строк предыдущих четырнадцати сонетов, с учётом всех сонетных правил. Естественно, сами по себе первые строки сонет не составят, так что начинают писать венок сонетов именно с магистрала. Но от этого не легче.

Раз в жизни я решил попробовать себя в этом изысканном жанре (мне тогда не было двадцати пяти) – и понял, что с такими литературными испытаниями ещё не сталкивался. Но я был полон решимости и всё-таки сделал это… за два года. Опубликовать не довелось (тогда было невозможно, а сейчас не до того), но вы легко найдёте примеры, набрав в поисковике «венок сонетов». Ещё больше найдёте сонетов обычных, одиночных – древних и современных.

Вопросы для ответов

1. Как вы относитесь к жанру сонета? Знаете ли хоть один сонет наизусть? Кто из авторов приходит вам на ум при слове «сонет»?

2. Писали ли вы стихи? Пробовали написать сонет? Чем дело кончилось?

3. Как вы считаете, кто важнее для нас в сонетах Петрарки или Шекспира: автор или переводчик?

4. Приемлемы ли в сонете «избитые» рифмы?

5. Нужны ли на студии такие «академические» темы?

ВОЗ

1. Наверняка, ВОЗ-1 вы уже угадали. Да-да, взять и написать сонет!.. Даже не задумывайтесь, делать ли это. Мы учимся, а не претендуем на лавры Шекспира в переводе Маршака.

2. Написать историю (рассказ, сказку, фантастику) об обстоятельствах создания какого-нибудь известного сонета.

3. Определения: ФЕВРАЛЬ, ЧРЕВОВЕЩАНИЕ, ШАПИТО, ЩЁГОЛЬ, ЭГОИСТИЧНОСТЬ.

4. Для желающих поопределять побольше: АГРЕГАТ, АКЦИЯ, АСТЕРОИД, АТЛЕТИКА, БЕСЧЕСТЬЕ, БИОЛОГИЯ, ВИЛЛА, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВЫВИХ, ГВОЗДОДЁР.

Загрузка...