Занятие 19 (5.1.10): Сочиняем сказку

О работе студии

Студия «Изюминка-2009» закончилась, поскольку закончился 2009-й год. Начинает работу студия «Изюминка-2010».

В конце занятия, кроме ВОЗможных заданий, у нас теперь будут ещё Вопросы для ответов. Не пренебрегайте ими.

Сочиняем сказку: зачем и как

Занятие, посвящённое сказке, у нас уже было (занятие 12), но это одна из моих любимых тем, поэтому хочется начать «Изюминку-2010» с неё. Кроме того, меня пригласили дать мастер-класс на фестивале Сообщества сказкотерапевтов, так что пусть наше занятие заложит основу для этого внесетевого мероприятия. Главка, посвящённая сказке, и в НСК.


Итак, зачем сочинять сказки? В чём особенности этого жанра?

Как и для литературы в целом, можно говорить о трёх побудительных мотивах к сказочному творчеству:

1. Самопознание. Сказка – это удивительная лаборатория для изучения душевных свойств с помощью такого тонкого инструмента как фантазия. Вы пускаетесь в приключения с персонажами сказки, и выносите из них такой жизненный опыт, который не добудешь в реальной жизни.

2. Участие в другом. Сказка даёт возможность помочь другому человеку через символические образы, через персонификацию переживаний, через осмысление проблемы с помощью наглядной ситуации.

3. Свидетельство. Мир, в котором мы живём, полон чудес. Умению их замечать, умению уловить их внутренний смысл, умению стать свидетелем того или иного чуда служит сказка.


Не всё получается само собой. Если мы угадываем силовые линии мира, сказка будет работать в том или ином из трёх направлений. Если идём на поводу у эгоистичного своеволия, жанр может пробуксовывать или даже приобрести отрицательную силу. Вместо самопознания он начнёт культивировать самодовольство. Участие в другом грозит обернуться поучительством и навязыванием собственных вкусов. Вместо свидетельства о чудесах мира, способствующего их утверждению, сказка вполне может обрести разрушительный потенциал.


Сказочных жанров очень много. К ним можно отнести притчи и басни, мифологию, научную фантастику и фэнтези, утопию и антиутопию, абсурдистскую литературу… Например, что такое известный рассказ Кафки «Превращение», как не жутковатая сказка?..


Как для того, чтобы начала зарождаться жемчужина, нужна песчинка, которую будет обволакивать перламутр, так для сказки нужна, прежде всего, исходная точка. Ею может стать что угодно, если мы постараемся из обычного сделать необычное.

Например, событие, реальное или придуманное, значительное или пустяковое. Событие, в связи с которым вам хотелось бы высказаться. Лучше всего выСКАЗаться именно с помощью СКАЗки! Потому что в ней мы можем показать то развитие события, которое и будет нашим высказыванием.

Ещё один замечательный исходный пункт сказки – предмет. Поглядите вокруг. Или даже закройте глаза и ткните пальцем наугад. Даже выбранный таким образом предмет вполне годится для сказки. Она позволит его увеличить до диковинного размера или уменьшить до микроскопического, превратить неприметную вещь в устройство специального назначения, одушевить неодушевлённое, дать возможность летать нелетающему, переместить что угодно в пространстве и во времени. В сказке может, конечно, фигурировать волшебная палочка, но настоящей волшебной палочкой становится ваша фантазия, позволяющая оттолкнуться от чего угодно.

Можно сочинить сказку, взяв за основу пословицу или афоризм, ведь меткое изречение даёт своеобразный импульс для мысли, образа или сюжета. Можно сочинить сказку о знакомом человеке, замаскировав его так, что только вы будете знать, кто это, а вот те свойства, которые вас заинтересовали, будут работать в сказке для всех.

Сказка может начаться и с придуманного персонажа. Если он у вас возник, не пренебрегайте им, не откладывайте его будущее в долгий ящик. Опишите его хоть немного, хоть одним-двумя словами. придумайте ему хоть самое маленькое приключение. И если у вас есть Герой, Описание, Приключение – ГОП – вот вы уже в сказке! Не как читатель, а как её сочинитель, создатель. А если вы не будете увиливать от ответственности за созданное, то и как писатель. Ответственность в том, чтобы честно пройти путь от экспромта к законченному тексту.


Любая исходная точка, которая приобрела конкретность (выбран этот предмет, придуман этот персонаж) может стать отправным пунктом для импровизации, для экспромта устного или письменного. Для этого полезно создать побуждающие обстоятельства. Подчёркиваю: создать, а не прятаться в ожидание вдохновения. Вдохновение – это вдох перед тем, как начать рассказывать.

Замечательными побуждающими обстоятельствами могут стать ребёнок, которому вы рассказываете сказку, любимый человек или компания друзей. Вы можете рассказать небольшую сказку в письме, бумажном или электронном, в своём блоге. Дайте потормошить себя объявленному конкурсу, стенной газете, той или иной провокации со стороны. Скажите себе, что вы просто импровизируете, это ни к чему не обязывает. А там видно будет…

Если это устная импровизация, запишите её, не откладывая, не обдумывая, запишите как есть, пока помнится. На это не требуется много времени. Таким образом, вы будете располагать наброском, ЗАписанным или сразу НАписанным. С ним уже можно работать.


Полезно составить по наброску маленький план сказки – чтобы была видна её структура, её композиция. И теперь начать превращение импровизации в текст.

Сначала полезно проверить самые простые вещи. Их легко запомнить с помощью мнемоник. Как прошёл прыжок в сказку – ГОП (Герой, Описание, Приключение)? Действует ли простейшая структура для приключения – ИТД (Испытание, Трудности, Достижение)?

Кстати, записав сказку в самом кратком виде, можно в дальнейшем её вырастить – хоть до повести. Например, применяя мнемонику ИТД снова и снова, то есть организовывая приключение за приключением. Ещё один путь выращивания – это подробности. Ведь всегда можно краткое изложение событий развернуть более детально. Важно лишь следить за тем, чтобы это были интересные подробности, оживляющие сказку, а не загромождающие её.

Проверяем и общие свойства текста. Принцип ДОМ: уделено ли внимание Действию, Образу, Мысли (см. занятие 5 и НСК). Закон трёх У: хорошо, когда текст Увлекателен, Убедителен и Удивителен, то есть является неожиданным и привлекательным (см. занятие 7 и НСК). Есть ли у сказки заглавие (см. НСК), зацепка, побуждающая читать дальше, и концовка, добавляющая что-то к завершению истории (см. занятия 7 и 10, а также НСК)?.. Можно посмотреть и более пристально на опорные свойства прозы (см. занятие 16 и НСК).


Все принципы, законы и свойства текста заслуживают вашего внимания. И вместе с тем что угодно из них можно нарушить. Дело лишь в том, чтобы это произошло не от невнимания и небрежения, а от сознательной авторской позиции: я знаю, что я это нарушаю, и знаю для чего. И этот принцип тоже очень важен. Иначе сказки можно было бы писать по формулам. Не происходило бы обновления жанра, не случались бы авторские прорывы в иную стилистику, в иные измерения.

Вопросы для ответов

1. Что вы думаете о трёх приведённых побуждениях к сказке? С чем согласны или несогласны? Чего здесь не хватает?

2. Какая из исходных точек создания сказки кажется вам наиболее близка? Что ещё может стать исходной точкой?

3. Какие обстоятельства могут стать побуждающими для вас? Какими вы реально пользовались, успешно ли?

4. Какие из приведённых законов и принципов работы с текстом представляются вам наиболее важными?

5. Чего не сказано здесь о сказке из того, что вы хотели бы узнать или обсудить?

Советую прочитать

Джанни Родари «Грамматика фантазии». Можно найти в интернете.

ВОЗ

1. Посмотрите в окно или оглянитесь вокруг на улице. Выберите один из предметов, которые вы заметили. Сочините о нём сказку (экспромтом). Если импровизировали устно, запишите. Поработайте с наброском (исходный обязательно сохраните).

2. Сочините сказку, в основу которой ляжет наиболее яркое (или забавное, или поучительное) происшествие, пусть даже небольшое, за последний месяц.

3. Слова для афоризмов-определений: АТЛЕТ, ВЫСОКОПАРНОСТЬ, НОВОЛУНИЕ, ПРАВОЗАЩИТНИК, СЕЛО.

Загрузка...