Как мы уже поняли, стрессовые факторы оказывают колоссальное воздействие на человека. В процессе стрессовой реакции в организме начинается выброс и выработка сразу нескольких гормонов и нейромедиаторов. Тысячи лет этот механизм позволял нам эффективно выживать. Благо, он продолжает работать в том же режиме до сих пор. Однако взамен нам приходится жертвовать кое-чем важным.
Ты ведь помнишь слова нейробиолога Лайзы Дженовой? Я повторю. Она как-то сказала: «Адреналин повышает частоту сердечных сокращений и дыхания, а также кровяное давление, перенаправляя кровь и энергию к конечностям от тех процессов, которые теперь имеют второстепенное значение, например, роста клеток или пищеварения. Нет смысла переваривать пищу, если через пять минут вас могут убить». Как видно, адреналин делает нас крайне эффективной исполнительной биологической машиной. Но вместе с этим гормон и нейромедиатор блокирует мышление. Это необходимо, чтобы мы могли мгновенно реагировать на раздражители, не тратя время на взвешивание доводов «за» и «против». Причем все происходит настолько быстро, что мы буквально не успеваем осознавать происходящее и то, какие преграды перед нами.
С точки зрения эволюции механизм «превращения» в исполнительную биологическую машину незаменим. Сотни поколений назад наши предки регулярно сталкивались со смертельными опасностями: дикими хищниками, проявлениями природы и так далее. Нашим предкам приходилось реагировать мгновенно, чтобы оставаться в живых. Однако в XXI веке данный механизм действительно редко бывает нужен нам. Он, безусловно, ценный. Но теперь ценность его имеет место не во всех случаях.
Сейчас эффект торможения мышления часто только мешает людям. Мы изменили свои цели. Людям больше не нужно фокусироваться только на выживании. Да и характер стрессовых факторов давно изменился. Сейчас мы стрессуем, потому что у нас разрядился телефон. Казалось бы, велика проблема. Вот только наш организм по тем или иным причинам видит в этом угрозу и запускает стрессовую реакцию. В результате адреналин блокирует наше мышление, и мы как бы выпадаем из жизни, пока не подключим телефон к зарядке.
Вы наверняка замечали эффект торможения мышления на себе, особенно если занимаетесь интеллектуальным трудом. Очень сложно концентрироваться на важных задачах, пока не устранены стрессовые факторы. Разряженный телефон – только один из утрированных примеров. Я могу привести сотни таких. Вот еще один: вам нужно пару часов поработать за компьютером, но дома жарко, а кондиционер сломался? Это значит, у вашего организма другие планы. Он будет говорить вам: «Чувак, мне нужно охладиться!». Пока вы этого не сделаете, спокойно поработать за компьютером не выйдет. Нет, поработать, в принципе, будет возможно, но эффективность будет низкая. И она будет оставаться низкой до того момента, пока стрессовый фактор не будет устранен.
Короче говоря, проблему с жарой придется решать. А в стрессовых ситуациях решения, как правило, подкидывает поясная извилина нашего мозга на основе имеющегося опыта. Но нюанс в том, что решения, которые она подкидывает, не всегда оптимальные. То есть, кроме самого эффекта торможения мышления, нам приходится иметь дело еще и с этим.