…И лишь осознав собственную беспомощность в самой своей сути, человек по-настоящему обретает могущество над собой, над собственной физиологией – могущество созидать и выбирать себе «ошейники».
Сталкивались ли вы с ощущением, что от вас ничего не зависит? Вспомните, в скольких по-настоящему важных делах вы действительно проявляли непреклонную инициативу? Почему этих случаев было так мало? Потому что вы человек! Конечно, быть человеком – это очень здорово. Человек имеет колоссальные возможности. Но также быть человеком – это крайне тяжело. Ведь фишка в том, что человек оказывается бессилен что-либо сделать в очень многих случаях. И его нельзя винить в этом. Человек не выбирал быть бессильным. Его таким сделала эволюция!
Масло в огонь подливают постоянные неудачи. Спустя несколько провалов мы начинаем сильно переживать, что у нас снова ничего не получилось. А затем раз за разом мы просто-напросто опускаем руки. Но с чего мы вообще взяли, что у нас должно хоть что-то получится? Где прячется убежденность в том, что мы способны достигать поставленных целей, невзирая на стрессовые факторы? И если эта идея действительно существует, почему нашу волю так легко сломить? Мы прекрасно понимаем, что выбить из колеи может даже самая мелочь. И мы часто сталкиваемся с этим.
Ранее вы уже могли слышать о концепции выученной беспомощности, которую предложил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он проводил исследования сначала на животных, а затем на людях, чтобы определить влияние длительного неконтролируемого стресса на наше поведение. Суть первоначальных экспериментов заключалась в том, что Мартин Селигман помещал собак в клетки, где они подвергались постоянным электрическим ударам. Конечно, удары не были критичными, они были скорее неприятными и лишь провоцировали стрессовую реакцию у животных, на которую те могли или не могли влиять.
В ходе экспериментов Мартин Селигман сначала выяснил, что длительное неизбежное воздействие стрессовых факторов со временем учит собак бездействовать даже в ситуациях, когда у тех появляется реальная возможность избегать электрических ударов. Чтобы проверить этот факт, он разделил животных на 3 группы, а сам эксперимент – на 2 этапа. Первая группа – контрольная. Собаки в ней не подвергались никаким воздействиям. Собаки из второй группы подвергались электрическим ударам. Однако они могли нажимать на специальную панель перед собой, чтобы избегать очередных разрядов. Собаки из третьей группы тоже подвергались ударам. Но, увы, животные не могли прекратить электрические разряды. Для третьей группы удары были непредсказуемыми и неизбежными.
В первом этапе эксперимента участвовали только вторая и третья группы животных. Собаки были помещены в специальные клетки, где они подвергались электрическим ударам. В итоге животные из второй группы быстро научились нажимать на панели перед собой, чтобы не получать новые разряды. А вот собакам из третьей группы так и не было позволено влиять на прекращение ударов, что бы они ни делали.
Во втором этапе эксперимента участвовали все группы животных, включая первую – контрольную. Собаки поочередно были помещены в клетку, разделенную на опасную зону с ударами и безопасную зону без электрических ударов. Животные могли свободно перемещаться из одной части в другую, перепрыгивая через барьер посередине. В итоге собаки из первой и второй групп быстро научились перепрыгивать через этот барьер, чтобы избегать очередных электрических разрядов. А вот собаки из третьей группы после своего неудачного опыта в первом этапе не пытались избегать неприятных воздействий. Большинство особей из третьей группы просто ложились на пол и продолжали терпеть удары током до окончания эксперимента.
Затем Мартин Селигман выяснил, что концепция выученной беспомощности справедлива и для людей. Он предполагал, что мы, аналогично собакам, неосознанно учимся бездействовать, что мы теряем веру в собственные способности хоть что-то изменить, когда мы оказываемся не в силах влиять на воздействующие на нас стрессовые факторы достаточно длительное время. Повторяющийся негативный опыт заставляет нас верить в собственное бессилие и беспомощность. Мы просто перестаем стараться и закрепляем такое поведение. И это ужасно! Но через некоторое время стало ясно, что в действительности все еще хуже!
Намного позже, в 2000-х годах, Стивен Майер, коллега Мартина Селигмана по серии экспериментов 1960-х, провел исследование еще раз, но уже с использованием точных инструментальных методов, включая томографию. Стивен Майер проанализировал активность разных структур человеческого мозга и тогда переосмыслил выводы Мартина Селигмана, сделанные 40 лет назад. Оказалось, что беспомощность – это наше естественное состояние. Мы бессильны буквально по своей природе. За нашу беспомощность отвечает так называемое «дорсальное ядро шва» (аббр. ДЯШ), находящееся в мозге. Оно частично участвует в регуляции стрессовых реакций, а также играет крайне важную роль в возникновении реакций пассивности. Поэтому мы не учимся быть беспомощными. Беспомощность – это то, что с нами от рождения.
Когда Стивен Майер ознакомил Мартина Селигмана с результатами нового исследования, тот признал концепцию выученной беспомощности ошибочной. Мартин Селигман назвал новые исследования «переворотом» его теории выученной беспомощности и рекомендовал научному сообществу почти полностью от нее отказаться.
Но в чем тогда ключ? Ведь не может быть так, что мы просто беспомощны и все на этом. Тем более, что собаки в ходе экспериментов находили способ избегать ударов током? А кроется ключ в префронтальной коре мозга. Она есть у каждого млекопитающего, в том числе у человека. Причем у нас префронтальная кора развита гораздо лучше, чем у любых других животных, несмотря на то, что является очень молодым участком мозга по эволюционным меркам. Так вот, префронтальная кора умеет подавлять работу дорсального ядра шва. Данный механизм срабатывает, когда мы чувствуем, что имеем контроль над ситуацией. Тогда префронтальная кора включается и не дает нам быть пассивными, блокирует импульс от дорсального ядра шва.
Ощущение контроля является одним из ключевых факторов в формировании наших реакций на стресс. Также оно определяет то, как мы справляемся со стрессовыми факторами. Если мы чувствуем, что можем их преодолеть, благодаря префронтальной коре мы пробуем сделать это и в итоге очень часто приходим к успеху. Если же мы начинаем ощущать, что от нас ничего не зависит, тогда мы перестаем сопротивляться стрессовым факторам. В конце концов, это даже может привести к депрессии или приобретению зависимостей.
Однако мы можем бороться с собственной беспомощностью не только на неком эволюционном уровне, но и благодаря индивидуальному развитию. Огромное значение в этом имеет наш личный опыт. Когда мы сталкиваемся со стрессовыми факторами, при их успешном преодолении в нашем мозге автономно отдается команда «закрепить поведение». При этом важно, чтобы мы формировали связь именно между нашими осознанными решениями и ситуативными исходами. Только тогда мы учимся ощущению контроля, убеждению в собственных способностях. Но также имеет место и обратный эффект, когда из-за негативного опыта мы убеждаем себя в собственной беспомощности. Если, по нашему мнению, в какой-либо ситуации мы оказались не способны влиять на стрессовые факторы, мы закрепляем собственную пассивность как неизбежный результат работы дорсального ядра шва.
Как итог, у нас есть самое главное – осознание собственного бессилия. А еще нужно запомнить, что префронтальная кора сформировалась у нас как раз для того, чтобы мы могли обучаться контролю и преодолевать нашу пассивность. Благодаря ей мы можем буквально все, что угодно: отложить книгу и подумать, заполучить социальное признание, заработать деньги и много чего еще! Но куда важнее всего этого: мы можем отключить бессознательное и, наконец, научиться! В этом главная фишка префронтальной коры мозга. Без нее не было бы даже человеческой цивилизации. Все, что создано вокруг нас, было создано вопреки беспомощности!
Используя возможности префронтальной коры, мы можем научить поясную извилину новому положительному опыту и паттернам поведения в стрессовых ситуациях. Мы можем натренировать себя перестать остро реагировать на раздражители и даже подконтрольно использовать стрессовые факторы себе во благо! Наша сила – это не наши исходные данные. Наша сила в том, чему мы можем научиться! Мы – люди, а потому рождаемся беспомощными. Мы – люди, а потому можем беспомощными не быть!