В. А. Афиногенова, Н. Д. Павлова (Москва) Речевое взаимодействие собеседников: интенциональная составляющая

Необходимость изучения интенциональных оснований речевого взаимодействия определяется недостаточной разработанностью проблемы психологических механизмов, лежащих в основе объединения реплик собеседников в единый разговор, а также процессуальных факторов, оказывающих влияние на характер интеракций. Интенции субъекта образуют психологическую основу речи и во многом определяют ее характер (Ушакова и др., 2000). Восприятие интенционального подтекста высказываний является важным условием взаимопонимания коммуникантов (Зачесова, 2008), формирования межличностных отношений (Гребенщикова, 2012), развития самого разговора (Павлова и др., 2005). Без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить общие механизмы координации реплик собеседников и организации речевого взаимодействия.

Целью исследования явилось описание интенциональной организации речевого взаимодействия собеседников в процессе диалога.

Общая гипотеза исследования состояла в том, что организацию речевого взаимодействия определяют взаимосвязанные интенциональные паттерны, в которых фиксируется отклик собеседника на выраженные субъектом интенции. Отдельные интенции формируют ведущие интенциональные направленности дискурса, которые обусловливают конкретную форму взаимодействия и направляют его развитие.


Характеристика выборки. Объектом исследования выступали повседневные диалоги студентов. Было записано и транскрибировано 58 диалогов средней продолжительностью 29 реплик (min=5, max=195). Среди них было равное количество собственно диалогов и полилогов (понятия «собственно диалог» и «полилог» используются для дифференциации речевого взаимодействия между двумя и большим количеством собеседников). В разговорах принимали участие от 2 до 11 собеседников. Все они являлись студентами ГАУГН, хорошо знакомыми друг с другом. В исследовании приняло участие 34 чел.: 6 юношей и 28 девушек, в возрасте 17–21 год (средний возраст – 18,7 лет).


Применяемые методические средства. При анализе речевого материала был использован метод интент-анализа (Ушакова и др., 2000). Для статистической обработки данных использован программный пакет Statistica 6.0, способы непараметрического анализа данных. Для анализа результатов экспертной оценки применен коэффициент согласованности Флейса для номинальных переменных и статистика отношения шансов (Флейс, 1989).


Результаты и их обсуждение. Интент-анализ повседневного студенческого дискурса выявил 53 интенциональные категории, которые иерархически соподчинены и относятся к одной из 8 ведущих интенциональных направленностей (ВИН) дискурса: побудить к действию; побудить к общению, обсуждению; поддержать общение, обсуждение; поддержать партнера и его действия; уклониться, возразить, не поддержать; изменить мнение; выразить отношение, состояние; выразить свое мнение. Выявлены значимые различия между ВИН (коэффициент χ² Пирсона, р<0,01), что указывает на статистическую обоснованность их выделения. В повседневном дискурсе преобладают ВИН «Поддержать общение, обсуждение» (39,2 % общего числа реализованных интенций), ВИН «Побудить к общению, обсуждению» (15,8 %), ВИН «Выразить отношение, состояние» (11,6 %) и ВИН «Уклониться, возразить, не поддержать» (9,5 %).

Представленные данные обнаруживают приоритетную направленность дискурса на поддержание, развитие коммуникации и регуляцию межличностных отношений. Выявлена его эмоциональная насыщенность, на что указывает значительная выраженность интенций ВИН «Выразить отношение, состояние» («выразить радость», «выразить недовольство» и пр.).

Реализуемые в процессе взаимодействия интенции образуют согласованные интенциональные паттерны, в которых отражаются актуальные интенции собеседников и отклик партнера на их реализацию. Координация реплик осуществляется не только посредством согласования парных интенциональных категорий («запросить информацию – сообщить», «уточнить понимание – пояснить» и др.). Проявленная интенция может актуализировать несколько ответных реплик, которые могут не соседствуют друг с другом и принадлежать разным коммуникантам. Полиинтенциональная инициирующая реплика может формировать несколько интенциональных паттернов.

Сочетание различных вариантов интенциональных паттернов определяет интенциональную организацию речевого взаимодействия. При линейной организации инициирующая и ответная интенции соотносятся последовательно (34 из 58 диалогов). В разветвленной структуре интенции могут соотноситься как последовательно, так и отсроченно, многократно (24 из 58 диалогов). В ней выделяются фрагменты узловой организации, которая предполагает отнесенность ответных интенций к общей инициирующей интенции.

Выявлены 3 формы интенциональной координации реплик – непосредственное, отсроченное и совмещенное отреагирование проявленной интенции коммуникантом. В повседневном дискурсе преобладает непосредственное отреагирование интенций (55,7 % общего числа зафиксированных интенций): собеседник реализует ответный отклик непосредственно после инициирующей реплики партнера. Совмещенное отреагирование менее выражено (5,2 %) и предполагает общий отклик партнера на несколько реализованных интенций. Отсроченный отклик реализуется спустя несколько реплик партнера (5,3 %).

Часть проявляемых интенций релевантного ответа не вызывает (33,8 % общего числа зафиксированных интенций). В одних случаях подобное неотреагирование связано с влиянием ситуационных условий (1,4 %). В других случаях оно определяется конвенциональными факторами (2,6 %), которые соотносятся с типом реализуемых интенций: интенции «активного слушания» («обозначить понимание партнера», «подтвердить» и др.), «этикетные» интенции («поблагодарить», «поприветствовать» и др.).

Неотреагирование коммуникативного плана преобладает (29,8 % от общего числа зафиксированных интенций). Оно характеризуется субъективным игнорированием проявленных интенций, что является своеобразной стратегией, позволяющей влиять на ход взаимодействия. Нередко отклик партнера не получают составляющие полиинтенциональной реплики (13,1 %). Также возможно игнорирование реплики в целом (16,7 %). Оно рассматривается как коммуникативное неконфликтное противодействие: диалог продолжается, но может изменить линию развития.

Сравнение интенциональной организации речевого взаимодействия в собственно диалогах и полилогах обнаруживает единообразие их интенционального состава и преобладание направленности на поддержание и развитие коммуникации. Вместе с тем обнаруживается ее специфика. Собственно диалоги отличаются большей интенциональной насыщенностью, в них чаще фиксируется непосредственное отреагирование интенций и отсутствие отклика на составляющие полиинтенциональной реплики. В полилогах чаще отмечается отсроченный отклик собеседника и неотреагирование высказывания в целом.

Для диалогической формы речевого взаимодействия более характерна линейная интенциональная организация. Полилогическое взаимодействие более продолжительно и мультинаправленно. Оно предполагает развертывание нескольких интенциональных линий за счет коммуникативной инициативы нескольких участников. Его интенциональная структура отличается разветвленностью и может включать фрагменты узлового характера.

Итак, в результате исследования обнаружена приоритетная направленность повседневного студенческого дискурса на поддержание, развитие коммуникации и регуляцию межличностных отношений. Отмечена его эмоциональная насыщенность. Манифестируемые интенции образуют согласованные интенциональные паттерны, сочетание которых определяет интенциональную организацию речевого взаимодействия (линейную, разветвленную, узловую). Выявлены 3 формы интенциональной координации реплик собеседников, среди которых преобладает непосредственное отреагирование интенций. Причинами неотреагирования интенций выступают факторы ситуационного, конвенционального и коммуникативного плана. Специфика диалогического взаимодействия проявляется в большей интенциональной насыщенности, ему в большей степени присуща линейная интенциональная структура. Полилогическое взаимодействие более продолжительно и мультинаправленно, ему присуща разветвленная интенциональная структура, которая может включать фрагменты узловой.

Литература

Гребенщикова Т. А. Интенциональная организация семейного дискурса: Дис. … канд. психол. наук. М., 2012.

Зачесова И. А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 66–76.

Павлова Н. Д., Алмаев Н. А., Зачесова И. А., Латынов В. В., Шустова Л. А. Интент-анализ вербальной коммуникации // Проблемы психологии дискурса / Отв. ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 28–42.

Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Латынов В. В., Алексеев К. И. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб.: Алетейя, 2000.

Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций / Пер. с англ. И. Л. Легостаевой, А. М. Никифорова. М.: Финансы и статистика, 1989.

Загрузка...