Е. Ю. Вашедская, Т. В. Павлова (Ростов-на-Дону) Особенности общения подростков с разным уровнем притязаний

Подростковый возраст представляет собой один из самых сложных возрастов, который сопровождается многоаспектными изменениями, затрагивающими важные вехи психологии подростка. В этом возрасте изменения особенно существенны в развитии самосознания подростка, в том числе самооценки и притязаний. Формирование самооценки и притязаний подростка происходит в контексте общения, которое является ведущей деятельностью в данном возрасте. Необходимо отметить, что многочисленные исследования притязаний (Ф. Хоппе, К. Левин, Т. С. Леви, О. В. Краснова, Л. В. Бороздина) демонстрируют неоднозначность данной проблемы, особенно с точки зрения корреляционных связей. Однако еще в работах К. Левина установлено, что притязания детерминируют аффективные процессы, поведение и характер человека. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение особенностей общения подростков с разным уровнем притязаний. Особую значимость данной теме и востребованность придают существенные изменения в общении подростков, которые вызваны распространением Интернета и социальных сетей (Балинская, 2014; Вишневская, 2013).

В рамках работы над курсовым проектом была поставлена цель – изучить особенности общения подростков с разным уровнем притязаний. Мы предположили, что особенности общения у подростков с разным уровнем притязаний будут различны. Для достижения поставленной цели были подобраны 2 методики: методика измерения самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейна для подростков и юношей; опросник «Саморегуляция и успешность межличностного общения» В. Н. Куницыной. Для подтверждения гипотезы на статистическом уровне был использован непараметрический критерий для независимых выборок Краскела – Уоллиса. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района Ростовской области в количестве 30 чел.

Рассмотрим результаты исследования уровня притязаний с помощью методики Дембо – Рубинштейна. Результаты демонстрируют, что 26,7 % подростков имеют низкий уровень притязаний. Это означает, что данные подростки недооценивают свои достоинства, могут преувеличивать недостатки, что не может не сказываться на построении планов на будущее и постановке целей. Возможно, это накладывает негативный отпечаток на процессы личностного и профессионального развития. Из изученной нами выборки 66,7 % подростков имеют средний уровень притязаний. Подростков со средним уровнем притязаний можно охарактеризовать как уверенных в себе и в целом настроенных на успех. Они могут соизмерять поставленные цели, свои усилия и результаты. Высокий уровень притязаний имеют 6,7 % подростков. Высокий уровень притязаний характеризуют респондентов как уверенных в ценности собственных действий, ответственных, способных корректировать свои неудач за счет собственных усилий и стремиться к самоутверждению.

Особенности межличностного общения подростков были получены с помощью методики СУМО В. Н. Кунициной. В целом в группе подростков были выявлены средние значения по таким шкалам, как: 3 – шкала «Навыки, умение общения»; 12 – шкала «Некоммуникативность, наличие нерешенных личных проблем»; 13 – «Отчужденность, слабость социальных связей»; 16 – «Интроверсия, замкнутость»; 17 – «Манипулятивный стиль общения»; 18 – «Партнерский стиль общения»; 19 – «Авторитарный стиль общения, склонность к принуждению»; 20 – «Удовлетворенность общением в близком кругу»; 23 – «Сензитивность, чувствительность в сфере общения»; 26 – «Конфликтность». По шкале 1 – «Легкость и свобода общения» – высокий уровень развития в группе. Следует отметить, что низкого уровня развития каких-либо качеств не обнаружено. Анализ шкал, измеряющих личностные качества, способствующие контакту, выявил, что подростки имеют средние значения, т. е. подростки способны налаживать контакт, коммуникабельны и в целом удовлетворены общением. При этом следует указать, что в профиле личности подростков также имеются личностные качества, способные затруднять контакт. Это такие качества, как отчужденность, интроверсия, замкнутость и конфликтность. Однако эти качества в целом по группе имеют среднюю степень выраженности с тенденцией к низкой.

Проанализируем результаты исследования особенностей общения подростков с разным уровнем притязаний. Подростки с низким уровнем притязаний имеют низкий уровень развития таких качеств, как навыки, умение общения, манипулятивный стиль общения и удовлетворенность общением в близком кругу. Высокий уровень развития имеют такие качества, как некоммуникативность, отчужденность, слабость социальных связей, авторитарный стиль общения, склонность к принуждению, конфликтность. Т. е. подростки с низким уровнем притязаний имеют трудности в общении, причиной которых является низкий уровень развития навыков общения, неумение общаться, некоммуникативность, отчужденность, конфликтность. Следствием подобного является неудовлетворенность общением в близком кругу.

Подростки со средним уровнем притязаний не имеют низких и высоких значений по изученным шкалам. Все изученные личностные качества имеют средний уровень развития. Однако следует отметить, что наименьшее количество баллов получили подростки данной группы по таким шкалам, как некоммуникативность, манипулятивный стиль общения, удовлетворенность общением в близком кругу, сензитивность, чувствительность в сфере общения, интроверсия, замкнутость. Это свидетельствует о том, что подростки со средним уровнем притязаний характеризуются коммуникативностью, открытостью, экстраверсией, но при этом они обладают низкой чувствительностью в сфере общения и недостаточностью удовлетворенностью общением в близком кругу. Самые высокие баллы получены по шкале легкость, свобода общения. Все изученные качества в данной группе сбалансированы и распределены примерно в одинаковых пределах, от 6,1 до 8,7 балла, что соответствует среднему уровню развития качеств.

Подростки с высоким уровнем притязаний имеют больший разброс в баллах по изученным шкалам, чем в других группах: от 3,5 до 9,3 балла. Наименее выражены такие качества, как некоммуникативность, интроверсия, замкнутость и конфликтность. Наиболее выражена легкость и свобода общения. Остальные качества имеют средний уровень развития.

Проведем сравнительный анализ особенностей общения подростков с разным уровнем притязаний. По всем шкалам подростки с разным уровнем притязаний получили различные баллы, т. е. степень выраженности того или иного качества различна. Так, более всего выражены различия по таким качествам, как некоммуникативность, интроверсия, замкнутость, авторитарный стиль общения, склонность к принуждению и конфликтность. Менее всего подростки с разным уровнем притязаний различны по таким качествам, как легкость, свобода общения, манипулятивный стиль общения, партнерский стиль общения и сензитивность, чувствительность в сфере общения. Тем не менее, различия выражены по всем шкалам.

Статистический анализ данных с помощью непараметрического критерия Краскела – Уоллиса показал наличие значимых различий по таким шкалам, как некоммуникативность (H=11,127 при 0,01), отчужденность, слабость социальных связей (H=8,397, при 0,05), интроверсия, замкнутость (H=7,397 при 0,05), авторитарный стиль общения, склонность к принуждению (H=9,646 при 0,01), конфликтность (H=8,898 при 0,05).

Таким образом, можно заключить, что гипотеза исследования о том, что особенности общения подростков с разным уровнем притязаний будут различны, подтвердилась. Подростков с низким уровнем притязаний можно охарактеризовать как имеющих трудности в общении, причиной которых является низкий уровень развития навыков общения, неумение общаться, некоммуникативность, отчужденность, конфликтность. Подростки со средним уровнем притязаний характеризуются коммуникативностью, открытостью, экстраверсией, но при этом они обладают низкой чувствительностью в сфере общения и недостаточностью удовлетворенностью общением в близком кругу. Подростки с высоким уровнем притязаний отличаются коммуникативностью, экстраверсией, открытостью и неконфликтностью. Они более, чем другие подростки, легки и свободны в общении. Возможно, успешность в общении подростков с высоким и средним уровнем притязаний можно объяснить тем, что подростки уверены в ценности собственных действий, ответственны и способны корректировать свои неудачи за счет собственных усилий. Это также может влиять на привлекательность таких подростков в качестве партнеров по общению.

Литература

Балинская М. В. Эмоциональные барьеры и эмпатия в процессе межличностного общения подростков с разного социального окружения // Молодий вчений. 2014. № 11 (14). С. 226–230.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Вишневская О. Н. Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 22–25.

Леви Т. С., Краснова О. В. Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности (на примере подросткового возраста) // ЗПУ. 2013. № 4. С. 232–235.

Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010.

Загрузка...