Д. С. Бакуняева (Москва) Роль смысложизненных ориентаций в профессиональной успешности спортсменов на разных этапах спортивной карьеры

Введение. Рассмотрение спортивной деятельности как профессиональной стало особенно актуально в нашей стране после принятия в 1999 г. закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В этой связи возрос интерес к изучению факторов профессиональной успешности спортсменов как субъектов деятельности.

Спортивная профессия отличается от остальных, прежде всего, ранней профессионализацией и ранним завершением карьеры. Это делает необходимым изучение этапов спортивной карьеры, которая представляет собой более сжатую форму не только общепринятой профессиональной периодизации, но и сжатой модели жизни в целом. Более полное представление и описание существующих психологических моделей и кризисов спортивной карьеры дала Н. Б. Стамбулова, которых мы и придерживались в нашем исследовании (Стамбулова, 1997).

Актуальность исследования обусловливается рассмотрением спортсмена как субъекта деятельности, а его профессиональной успешности – как результата этой деятельности. Поскольку успешность является не только требованием к профессии, но и требованием социума, то в этой связи видятся необходимыми исследования смысложизненных ориентаций спортсменов как психологических регуляторов этой деятельности, включающих в себя систему социальных и личностных смыслов, придающих жизни осмысленность.

Цель исследования: изучение влияния смысложизненных ориентаций на профессиональную успешность спортсменов, находящихся на разных этапах спортивной карьеры.

Гипотеза исследования: на разных этапах спортивной карьеры существуют различия во влиянии тех или иных смысложизненных ориентаций на профессиональную успешность спортсменов.

Организация исследования: исследование проводилось на базе Федерального научно-клинического центра ФМБА России в период с 2012 по 2013 г.

Исследуемая выборка: в исследовании приняли участие 500 спортсменов обоего пола, в возрасте от 15 до 39 лет. Виды спорта, входящие в выборку эмпирического исследования: тяжелая атлетика – 112 чел.; парусный спорт – 57 чел.; легкая атлетика – 71 чел.; современное пятиборье – 57 чел.; плавание на открытой воде – 30 чел.; велоспорт-шоссе – 64 чел.; велоспорт ВМХ – 30 чел.; велоспорт МТБ – 43 чел.; велоспорттрек – 36 чел.


Методы исследования. Для изучения смысложизненных ориентаций использовался тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, который представляет собой 20 описаний действий, состояний и переживаний, которые оцениваются по 7-балльной шкале. Шкалы теста включают в себя интегральный показатель «общая осмысленность жизни» и пять субшкал: «цели жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля Я», «локус контроля жизни» (Леонтьев, 1992, с. 19).

Объективными критериями оценки профессиональной успешности являлись: спортивный разряд, рейтинг спортсменов (внутренний российский и международный), результаты выступлений на крупнейших международных и российских соревнованиях, наличие установленных рекордов.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью множественного регрессионного и корреляционного анализов в программе Statistica.


Результаты и их обсуждение. Для доказательства гипотезы данного исследования был применен множественный регрессионный анализ. Использовался прямой пошаговый анализ, с помощью которого было выявлено, что смысложизненные ориентации оказывают влияние на успешность (F=11,86 при р<0,01), причем значимыми для успешности являются смысложизненные ориентации «цели в жизни» (β=0,24 при р<0,01) и «локус контроля-жизни» (β=0,18 при р<0,05). Т. е. при наличии у спортсмена целей на будущее, придающих его жизни осмысленность, направленность и уверенность в способности контролировать события собственной жизни, высока вероятность его профессиональной успешности. Однако анализ коэффициента детерминации показал, что данная модель может детерминировать только 9 % успешности спортсменов. Это свидетельствует о том, что во всей выборке существует подгруппа спортсменов, у которых смысложизненные ориентации достаточно сильно детерминируют успешность.

С целью выявления этой группы выборка была разделена нами на возрастные этапы. Было выявлено, что на возрастную группу от 30 лет и старше смысложизненные ориентации не только оказывают значимое влияние (F=10,2 при р<0,05), но и детерминируют успешность на 77 %. Причем анализ β-коэффициентов показал, что чем выше выраженность шкалы «результативность жизни», т. е. удовлетворенности самореализацией (β=1,38 при р<0,001), тем выше профессиональная успешность спортсменов. Возможно, это связано с тем, что данная возрастная группа спортсменов находится на этапе кризиса перехода к завершению спортивной карьеры. Поэтому именно оценка спортсменами своей результативности, пройденного отрезка жизни, является наиболее значимыми на данном этапе. Иными словами, субъективная оценка своей продуктивности и результативности своей жизни оказывает прямое влияние на конечный продукт профессиональной деятельности. По остальным возрастным периодам была выявлена очень низкая детерминация смысложизненных ориентаций спортивной успешности (10–11 %).

Нами также был проведен корреляционный анализ в группах, разделенных по возрасту. Было выявлено, что у спортсменов, находящихся в возрасте от 19 до 22 лет, при выраженности шкал «цели в жизни», «локус контроля жизни» (р<0,05) и «общая осмысленность жизни» (р<0,01), отмечается более высокая профессиональная успешность. Иными словами, для спортсменов, находящихся на этапе кризиса перехода от стадии углубленных тренировок в избранном виде спорта к стадии первых больших достижений, значимыми для успешности оказываются наличие целей на будущее, придающих жизни направленность и временную перспективу, уверенность в способности контролировать свою жизнь. У спортсменов, находящихся на этапе высших достижений (зоны оптимальных возможностей) в возрастном периоде от 23 до 26 лет, отмечается схожая картина: более высокие значения по шкалам «цели в жизни» и «локус контроля жизни» способствуют большей профессиональной успешности (р<0,01). По мнению Н. Б. Стамбуловой, на данных этапах спортивные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходимость их согласования и перестройки образа жизни в целом (Стамбулова, 1998).

На стадии кризиса перехода к финишу спортивной карьеры на профессиональную успешность оказывает влияние такая смысложизненная ориентация, как «результативность жизни» (р<0,05). Т. е. позитивная оценка своего прошлого, своей результативности способствует профессиональной успешности. Вероятно, это связано с тем, что кризис перехода к финишу спортивной карьеры сопровождается стабилизацией или даже снижением спортивных результатов, однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть уход из спорта (Стамбулова, 1997).

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что для достижения большей профессиональной успешности в спорте с возрастом меняется фокус со смысложизненных ориентаций «цели в жизни», на «результативность жизни».


Выводы. С возрастом значимость смысложизненных ориентаций для профессиональной успешности спортсменов меняется. Если на этапах специализации и мастерства для профессиональной успешности значима такая смысложизненная ориентация, как «цели в жизни», то на этапе завершения спортивной карьеры роль психологической детерминанты профессиональной успешности играет «результативность жизни». Это согласуется с уже имеющимися положениями о том, что смысложизненные ориентации имеют динамический характер.

Литература

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.

Переверзин И. И., Суслов Ф. П. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. С. 57–61.

Стамбулова Н. Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 10. С. 21–24.

Стамбулова Н. Б. Структурное описание спортивной карьеры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы доклада на Международном конгрессе. 1998. Т. 2. С. 351–352.

Загрузка...