Формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является относительно новой и необходимой темой исследований. Формирование познавательной активности происходит в дошкольном возрасте, но именно в младшем школьном возрасте она выходит на качественно новый уровень своего развития. Познавательная активность по своей психологической природе непрерывна и целостна. Познавательная деятельность представляет собой конкретное проявление непрерывной и восходящей познавательной активности (Виленская, 2012). Младший школьный возраст в жизни ребенка является одним из самых важных этапов школьного детства: в его жизни происходят значимые изменения, в которых главную роль играет смена социальной ситуации развития и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для развития познавательной активности немалую роль играет социально-психологический климат семьи, который закладывается в процессе воспитания и взаимодействия между родителями и детьми (Истратова, 2012). От того, насколько благоприятно построены отношения в семье ребенка, зависит его эмоциональное состояние и, как следствие, благополучное развитие познавательной активности ребенка.
Актуальность данной работы определяется следующим.
Во-первых, при разрушении семейных отношений происходит регресс в воспитании ребенка, возникает дефицит внимания к ребенку, поэтому ребенок чувствует себя отчужденным.
Во-вторых, увеличение детей в детских домах заставляет заняться более качественным развитием детей, так как этого не могут дать им родители.
Если воспитание идет в благополучной семье, родитель обращает внимание на интересы ребенка, помогает ему в его начинаниях. Ребенок проявляет ответные действия и чувства, такие отношения оказываются благоприятными для развития психологической, физической и духовной сфер.
У детей, отвергаемых в семье, и детей-сирот познавательная активность находится на низком уровне. Такие дети, как правило, проявляют черты госпитализма, у них слабо выражена потребность в общении, наблюдается интеллектуальная задержка (Истратова, 2013). Если воспитание идет в дисгармоничных семьях, где родителю неважно, как идет развитие ребенка, при обращении ребенка к родителям он зачастую получает отказ. У него формируется комплекс неполноценности и феномен ненужности окружающему миру и собственным родителям. Его личностное развитие затрудняется или даже регрессирует (Ковалева, 2012).
В связи с этим целью исследования стало изучение познавательной активности младших школьников, находящихся в различных ситуациях семейного неблагополучия.
Объектом исследования выступили младшие школьники из благополучной семьи, младшие школьники, отвергаемые в семье, и младшие школьники, находящиеся в доме-интернате (дети-сироты).
Предметом исследования являлась познавательная активность школьников, находящихся в различных ситуациях семейного неблагополучия.
Гипотеза исследования: с усугублением ситуации семейного неблагополучия (эмоциональное принятие ребенка, эмоциональное отвержение ребенка, социальное сиротство) такие компоненты познавательной активности, как вопросительно-исследовательская активность, любознательность, познавательная потребность, познавательный интерес, будут понижаться.
В исследовании приняли участие 182 чел. Из них:
– младшие школьники – 72 чел., учащиеся МОУ СОШ № 27 г. Таганрога, и их родители (72 чел.);.
– младшие школьники, находящиеся в доме-интернате № 5 г. Таганрога, – 38 чел. Возраст детей: 9–11 лет.
Используемые методики: «Волшебный цветок»; «Вопрошай-ка»; «Сказка»; «Таинственное письмо», «Рисунок Семьи», «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т. А. Серебрякова, «Познавательная потребность школьника» (В. С. Юркевич), «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). Статистическая обработка результатов производилась с помощью критерия ϕ* углового преобразования Фишера. Проведя исследование познавательной активности детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в благополучной семье, мы выявили, что у них наблюдается высокий уровень познавательной активности по всем компонентам, а именно:
– вопросительно-исследовательская активность наблюдается в желании ребенка находить что-то новое, незнакомое, находить верное решение задачи. Дети (56 % детей с высоким уровнем), задавая вопросы родителям, всегда получают ответы, ответы носят причинный характер. Родители дают понять своему ребенку, что он может всегда прийти к ним за помощью;
– познавательный интерес (73 % детей с высоким уровнем) и любознательность (73 % детей с высоким уровнем), как природный фактор развития познавательной активности. находятся также на высоком уровне. В состав этих двух показателей входит любопытство ребенка, которое влечет его к новым явлениям; – познавательная потребность (63 % детей с высоким уровнем), которая выражается в готовности ребенка получать новые знания и интерпретировать их, также находится на высоком уровне.
Проведя исследование познавательной активности детей младшего школьного возраста, которые воспитываются в неблагополучной семье, мы выявили следующее.
Вопросительно-исследовательская активность проявляется на среднем уровне, ребенок с некой опаской стремится познавать новые явления. При сравнении между собой детей из благополучных семей и детей из неблагополучных семей были получены различия. Полученные данные находятся на уровне значимости (p≤0,01, φ*=4,966).
Любознательность (40 % детей с высоким уровнем) и познавательный интерес (37 % детей с высоким уровнем), по сравнению с детьми из благополучных семей, понижаются. Такие результаты можно объяснить тем, что переход на более новую и ответственную ступень накладывает на ребенка больше обязанностей и рамок. Ребенок начинает все больше взаимодействовать с родителями при подготовке школьного домашнего задания. Устанавливается новый контакт: как родитель будет взаимодействовать с ребенком, как родитель будет отвечать на вопросы, будет ли он ругать его за ошибки или хвалить, так и будет развиваться у ребенка познавательная активность.
Полученные данные находятся на уровне значимости (p≤0,01, φ*=4,20038 – любознательность; p≤0,01, φ*=3,441 – познавательный интерес), следовательно, можно сказать, что существуют различия в любознательности и познавательном интересе у детей из благополучных семей и детей из неблагополучных семей.
Проведя исследование познавательной активности детей младшего школьного возраста, которые проживают в детских домах, мы выявили следующее: с уверенностью можно сказать, что у детей младшего школьного возраста из детского дома не наблюдается высокого уровня познавательной активности.
Вопросительно-исследовательская (13 % детей с высоким уровнем) активность находится также низком уровне, но она такая же, как и у детей из неблагополучных семей.
Любознательность (13,1 % детей с высоким уровнем) и познавательный интерес (0 % детей с высоким уровнем) намного снизились. Полученные данные находятся на уровне значимости (p≤0,01, φ*=3,457 – любознательность; p≤0,01, φ*=1,789 – познавательный интерес), следовательно, можно сказать, что существуют различия в любознательности и познавательном интересе у детей из неблагополучных семей и детей-сирот.
Познавательная потребность (8 % детей с высоким уровнем) в новом знании у ребенка из детского дома развита хуже, чем у детей из неблагополучных семей.
Такие результаты можно объяснить тем, что в детских домах нет должного внимания к детям, не устанавливается близкий контакт между воспитателем и ребенком, так как нескольких воспитателей не хватает на всех детей. Проявляется минимум внимания к ребенку, или оно не проявляется вообще. У ребенка формируется комплекс неполноценности и феномен ненужности окружающему миру.
Таким образом, с помощью проведенного исследования мы достигли поставленной цели: нами была подтверждена поставленная гипотеза. Наличие неблагоприятной ситуации взаимоотношений ребенка и родителей ведет к понижению познавательной активности ребенка. Проживание в детских домах способствует резкому ухудшению познавательной активности ребенка. Положительные взаимоотношения ребенка и родителей приводят к развитию познавательной активности.
Истратова О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10. C. 242–249.
Истратова О. Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10 (135). С. 186–193.
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Виленская Г. А. Семейные стратегии поведения и становление индивидуальности ребенка // Психологические проблемы современного российского общества / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 480–508.