Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования основных особенностей личности, которые готовят человека к взрослой жизни. От успешности формирования личностных особенностей зависит будущая деятельность человека, ее направленность, продуктивность и успешность.
Внеучебная деятельность в подростковом возрасте способствует более эффективному формированию ответственности, самоорганизации, самоконтроля, планирования собственной деятельности. В контексте внеучебной деятельности мы остановились на спортивной сфере (на примере большого тенниса), так как она способствует развитию как физиологических, так и психологических особенностей личности.
В ходе исследовательской работы был проведен анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме школьной успеваемости в подростковом возрасте и формировании основных личностных особенностей. Наиболее подробно были рассмотрены работы следующих авторов: 1) А. Д. Ишкова о влиянии структуры процесса самоорганизации на успешность в учебной деятельности;
2) С. С. Котовой о формировании компетенций самоорганизации у обучающихся; 3) А. Е. Уварова о психологии самоорганизации личности как субъекта двигательной активности.
Целью исследования является выявление специфики взаимосвязи личностных особенностей и успешности в учебной деятельности у подростков, занимающихся спортивной деятельностью (на примере большого тенниса).
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: спортивная внеучебная деятельность в подростковом возрасте способствует эффективному формированию личностных особенностей, таких как: самоорганизация и волевые качества личности, что положительно сказывается на успешности в учебной деятельности.
В нашем исследовании принимали участие обучающиеся подросткового возраста, занимающиеся в теннисном клубе «Макс»; учащиеся 9-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением английского языка г. Заречного Свердловской области; учащиеся 9-х классов МОУ Гимназии № 99 г. Екатеринбурга. Выборка составила 117 чел. (58 юношей и 59 девушек) в возрасте от 13 до 17 лет. В зависимости от направленности деятельности учащиеся были поделены на две группы. К первой группе относятся подростки, занимающиеся теннисом (56 чел., из которых 23 девушки и 33 юноши, средний возраст – 15,1 года). Первая группа, в свою очередь, делится на 3 подгруппы, в зависимо сти от продолжительности занятий данным видом спорта: 1) подростки, занимающиеся теннисом более 5 лет (15 чел.: 13 юно шей и 2 девушки, средний возраст – 15 лет); 2) подростки, занимающиеся большим теннисом от 2 до 5 лет (20 чел.: 10 юношей и 10 девушек, средний возраст – 15,1 года); 3) подростки, занимающиеся большим теннисом до 2 лет (21 чел.: 10 юношей и 11 девушек, средний возраст – 15 лет).
Ко второй группе относятся подростки, не занимающиеся большим теннисом (61 чел., из которых 25 юношей и 36 девушек, средний возраст – 15,5 года). Вторая группа также делится на 3 подгруппы, в зависимости от увлечений определенным видом внеучебной деятельности: 1) подростки, занимающиеся спортивной деятельностью (31 чел.: 17 юношей и 14 девушек, средний возраст – 15,5 года); 2) подростки, занимающиеся интеллектуально-творческой деятельностью (23 чел.: 6 юношей и 17 девушек, средний возраст – 15,3 года); 3) подростки, не занимающиеся внеучебной деятельностью (7 чел., из которых 2 юношей и 5 девушек, средний возраст – 16 лет).
Для получения эмпирических данных использовались: 1) анкета, состоящая из 13 вопросов полузакрытого и открытого типов. Анкета позволяет выявить направленность учебной и внеучебной деятельности подростков, уровень школьной успеваемости и оценку школьной успеваемости респондентами и значимыми для них лицами, отношение к спортивной деятельности; 2) Опрос ник «Диагностика особенностей самоорганизации – 39» (А. Д. Ишков), содержащий интегральную шкалу «Уровень самоорганизации», шесть шкал, характеризующих развитие личностного и функциональных компонентов; 3) Опросник «Волевые качества личности» (М. В. Чумаков), направленный на диагностику конкретных проявлений волевой регуляции, определяющиеся условиями и содержанием конкретных видов деятельности; 4) Опросник «Смысловые базовые установки» (А. Д. Ишков, Н. Г. Милорадова), предназначенный для диагностики базовых смысловых установок человека.
В эмпирическом исследовании мы получили следующие результаты.
Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, демонстрируют развитые навыки организации процесса собственной деятельности. Что касается уровня успешности в учебной деятельности, то, подростки, занимающиеся большим теннисом и другими видами спортивной деятельности, имеют высокий процент хорошей и отличной успеваемости. Подростки, занимающиеся интеллектуально-творческой деятельностью и не занимающиеся внеучебной деятельностью, имеют высокий процент хорошей успеваемости, но в то же время значительный процент удовлетворительной успеваемости, что подтверждает положительное влияние двигательной активности на формирование личностных особенностей.
Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, проявляют высокий уровень развития навыков самоорганизации, в силу специфики их спортивной деятельности. Также у них наиболее развиты следующие волевые качества: ответственность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
По результатам описательной статистики, подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, демонстрируют развитые навыки организации процесса собственной деятельности, а также имеют склонность на уровне тенденции к эмоциональной зависимости, так как постоянно получают эмоциональную поддержку от значимых лиц.
В ходе сравнительного анализа были выявлены следующие различия в группе подростков, занимающихся большим теннисом. Подростки, занимающиеся теннисом более 5 лет, склонны к гиперответственности и эмоциональной зависимости. Это, скорее всего, обусловлено тем, что они начали заниматься профессиональной спортивной деятельностью еще в младшем школьном возрасте, когда уровень развития личностных особенностей был недостаточно высок, в отличие от подростков, которые начали осознанно заниматься теннисом сравнительно недавно. Это определяет специфику развития личностных особенностей, в зависимости от продолжительности и времени начала занятий спортом.
Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, проявляют высокий уровень развития навыков функциональных (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль) и личностного (волевые усилия) компонентов самоорганизации, в силу специфики их спортивной деятельности. Также у них наиболее развиты следующие волевые качества: ответственность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, так как они постоянно их проявляют в процессе игры в большой теннис.
После проведения корреляционного анализа во всех группах подростков была выявлена определенная взаимосвязь. Мы обратим особое внимание на взаимосвязь успешности в учебной деятельности с личностными особенностями.
В группе подростков, занимающихся большим теннисом более 5 лет, успешность определяется уровнем настойчивости и позитивной установки на результат.
В группе подростков, занимающихся теннисом от 2 до 5 лет, целеустремленность может отрицательно сказываться на учебной деятельности, если ее проявление наиболее активно применяется к другим видам деятельности.
Большинство подростков, занимающихся большим теннисом менее 2 лет, имеют малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию, более успешны в учебной деятельности. Однако респонденты, которые умеют грамотно и самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, иногда менее успешны в учебной деятельности, видимо, потому, что применяют это личностное качество к внеучебной деятельности.
Чем активнее подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, реализуют себя в процессе жизнедеятельности и проявляют волевые качества в достижении поставленной цели, тем более развит у них навык организации деятельности, что, в свою очередь, является фактором успешности в учебной деятельности; чем активнее подростки, не занимающиеся теннисом, проявляют выдержку, выносливость, устойчивость в процессе жизнедеятельности и чем больше они ориентированы на будущие планы и цели, тем более они успешны в учебной деятельности.
Таким образом, подтвердилось, что спортивная деятельность способствует эффективному формированию личностных особенностей, определяющих успешность в учебной деятельности. Было показана специфика выраженности личностных особенностей подростков, занимающихся спортивной деятельностью, в зависимости от продолжительности и времени начала занятий. Также было выявлено, что любой социально-конструктивный вид внеучебной деятельности способствует развитию личностных особенностей и успешности в учебной деятельности подростков.
Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004.
Котова С. С. Основы эффективной самоорганизации. Екатеринбург: Рос. гос. проф. – пед. ун. – т, 2010.
Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности. Тамбов: Першина, 2005.