М. Н. Ванюшаник (Ростов-на-Дону) Особенности экономической ментальности у неработающих студентов

Экономическая ментальность людей приводит к формированию экономических моделей, которые лежат в основе любых рыночных взаимоотношений. Основным потенциалом развития отечественной экономики является молодежь – студенты различных вузов. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к компетенциям человека, который должен обладать высоким уровнем знаний, умений и навыков не только относительно своей профессии, но и в целом для адекватного социально-экономического самоопределения в обществе.

Ментальность (от лат. mentis – разум, ум, интеллект, образ мыслей) – это комплекс социально-психологических установок, шаблонов сознания, которые влияют на способы видения мира (Белоусова, Пищик, Молохина, 2005) и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной части общества (Новозженко, 2011).

В основе феномена экономической ментальности скрыты внутренние глубокие психологические установки и ценности индивидов и социальных групп, их привычные психологические предпочтения и реакции, привычки и способы восприятия окружающей действительности, манера чувствовать и думать (Белкин, 2010). Поэтому ментальность определяет мотивы и модели поведения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и обуславливающие ее.

Изменение хозяйственной деятельности людей детерминировано особенностями их экономической ментальности. Экономическую ментальность теперь мы будем понимать как сложную систему совмещения ценностно-смысловых составляющих и социально-психологических характеристик, которые обусловлены доминированием в обществе религии, этноса или социума и реализуются в хозяйственной деятельности разных поколений (Пищик, Жуков, 2015).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что феномен экономической ментальности остается малоизученным. Также сложная экономическая ситуация в стране повышает актуальность исследования.

Цель исследования: изучение составляющих экономической ментальности у неработающих студентов. Мы исходим из предположения, что существуют значимые различия составляющих экономической ментальности у неработающих и работающих студентов.

Объектом исследования выступили работающие и неработающие студенты Южного университета (ИУБиП) – 60 чел. различных направлений подготовки (психология, экономика, юриспруденция). Из них 33 неработающих и 27 работающих в возрасте от 20 до 23 лет.

Нами был подобран банк методик: Анкета «Модели современного потребительского поведения молодежи» О. Василенко; Методика «Культурно-ценностный дифференциал» Г. У. Солдатовой, И. М. Кузнецова и С. В. Рыжовой; Опросник для изучения отношения молодежи к деньгам М. Ю. Семенова; Опросник САМОАЛ Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз; Методика измерения типов ментальности (МИТМ) В. И. Пищик.

По результатам проведения анкетирования «Модели современного потребительского поведения молодежи», можно сделать вывод о том, что наиболее востребованные товары и услуги практически не отличаются в группах работающих и неработающих студентов. Работающих студентов в приобретенных товарах чаще устраивает все, а неработающих чаще не все устраивает, а именно – цена. Работающим студентам приобретать товары и услуги помогает работа, а неработающим – материальная помощь родителей. При выборе товаров неработающие студенты чаще ориентируются на личную оценку и качество товара. Также им не всегда важно, есть ли данный товар у других. Работающие студенты обычно о появлении новых услуг и товаров узнают от друзей (59 %), а неработающие еще и из телепередач – 40 % испытуемых. По данной анкете между двумя группами особо значимых отличий не выявлено, что может означать, что наличие работы не всегда влияет на потребительское поведение студентов.

Методика «Культурно-ценностный дифференциал» значимых различий между группами студентов не выявила, кроме показателя направленность на взаимодействие (t=2,653). Неработающие студенты больше направлены на взаимодействие с окружающими. Обеим группам в целом свойственны: ориентация на группу, открытость к переменам, отвержение взаимодействия и слабый социальный контроль.

Применение t-критерия Стьюдента показало статистически значимое различие между группами по опроснику для изучения отношения молодежи к деньгам в параметрах: напряженность (t=3,68) и удовольствие (t=2,04).

Работающим студентам больше свойственно напряжение из-за денег. Они больше пользуются терапевтической функцией денег, чаще используют деньги как удовольствие или лекарство.

Неработающим же студентам свойственны положительные эмоции по отношению к деньгам, они реже испытывают напряжение из-за них. Но при этом они реже используют деньги ради удовольствия.

Менее значимые различия получились по другим шкалам этого опросника. У неработающих студентов выше показатели рационального отношения к деньгам, они больше думают о деньгах и чаще тревожатся из-за денег или их отсутствия.

Статистически значимые различия между группами работающих и неработающих студентов по опроснику САМОАЛ показали несколько шкал: поддержка (t=2,262), ценностные ориентации (t=2,606), взгляд на природу человека (t=4,121) и принятие агрессии (t=2,165). У неработающих студентов значительно ниже данные параметры. Это значит, что они реже руководствуется своими собственными целями, убеждениями, чаще подвергаются влиянию внешних обстоятельств, мнению других людей. Они в меньшей степени руководствуются ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Испытуемые считают, что зло – это самое характерное свойство для природы человека. Они реже проявляют способность принимать свою агрессивность как природное свойство.

Методика измерения типов ментальности показала, что у обеих групп респондентов преобладает инновационный тип ментальности. Людям с таким видом свойственны закрытые отношения, активная жизненная позиция, рациональность во всем и ориентация на собственные достижения. Что соответствует психологическим характеристикам возрастной категории испытуемых и, как показали результаты, не зависит от того, работают они или нет.

Корреляционный анализ показал значимые взаимосвязи между составляющими экономической ментальности. Он позволил сделать вывод о том, что ценностные характеристики коррелируют со всеми показателями отношения к деньгам и некоторыми параметрами самоактуализации, а именно – синергичность, контактность и самопринятие.

Выводы. Таким образом, под экономической ментальностью мы теперь понимаем исторически сформированное, индивидуальное и общественное экономическое сознание, особый характер которого определяется типом экономической системы, культурными особенностями, социальной принадлежностью, этническими, национальными и другими особенностями носителей ментальности.

Изучив отдельные составляющие экономической ментальности студентов, мы установили, что можно обнаружить значимые различия в показателях составляющих экономической ментальности работающих и неработающих студентов. Нам представляется, что это связано с общей жизненной позицией работающих студентов: они более активны и энергичны, чем их товарищи.

Литература

Белкин А. И. Анализ подходов к изучению ментальности в психологической науке. Ученые записки. Т. 3. Сер. «Психология. Педагогика». 2010. № 1 (9).

Белоусова А. К., Пищик В. И., Молохина Г. А. Первичная психометрическая проверка методики определения стиля мышления // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. «Общественные науки». 2005. № S12. С. 73–84.

Новозженко К. А. Российский экономический менталитет: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011.

Пищик В. И., Жуков Н. В. Типы экономической ментальности ростовской студенческой молодежи // Психология и психотехника. 2015. № 4. С. 352–363.

Ценности культуры и модели экономического поведения: Научная монография / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Спутник, 2011.

Загрузка...