Ю. А. Василенко (Ростов-на-Дону) Эмоциональное состояние юношества в зависимости от времени навигации в интернет-среде

В настоящее время прослеживается тенденция, что все чаще и больше времени молодые люди стали проводить в интернет-среде. В процессе навигации в сети юноши и девушки выполняют различные виды деятельности как конструктивного характера, связанного с поиском научных знаний, просмотром электронной почты, общением в социальных сетях, так и деструктивного характера, приводящего к интернет-зависимости (Черная, Погорелова, 2013).

В отечественной и зарубежной психологии множество научных работ посвящено изучению феномена интернет-зависимости. Среди отечественных психологов, занимающихся изучением данного вопроса, можно выделить исследования таких ученых, как А. Е. Войскунского, О. Е. Смысловой, Ю. Б. Дормашева, А. А. Аветисовой и др. В зарубежной психологии изучением интернет-зависимости занимались К. Янг, И. Голдберг, Д. Гринфилд, Дж. Репман, Т. Чан, М. Чиксентмихайи и др.

Соотношения феномена интернет-зависимости и феномена переживания потока рассматривается многими специалистами. А. Е. Войскунский отмечает, что описание феномена зависимости от Интернета граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания и испытанием себя. Термин «Опыт потока» был введен в научный обиход М. Чиксентмихайи (Чиксентмихайи, 2011), он рассматривал его как комплекс переживаний, состоящий из ряда элементов: слияние действия и сознания; концентрация внимания на ограниченном поле стимулов; близкие цели и быстрые обратные связи; контроль деятельности и внешнего окружения; эмоциональные составляющие; потеря Эго и выход за его пределы; трансформация времени (Войскунский, 2004, 2010).

Однако вопрос о соотношении интернет-зависимости и феномена переживания потока до сих пор остается открытым и спорным, а значит, и актуальным.

Оптимальное переживание, понимаемое как переживание потока, характеризуется особым состоянием, в котором субъект получает удовольствие и эмоциональное наслаждение от процесса деятельности. Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоционального состояния юношей и девушек в зависимости от времени навигации в интернет-среде.

Объектом исследования выступили девушки и юноши, учащиеся вузов Российской Федерации, в возрасте от 17 до 23 лет. Выборочная совокупность составила 196 чел. Исследование проводилось посредством онлайн-опроса респондентов. Предметом исследования являются особенности эмоционального состояния юношей в зависимости от времени и частоты навигации в интернет-среде.

В рамках проводимого нами исследования мы предположили, что содержательно самооценка эмоциональных состояний отличается у респондентов юношеского возраста в зависимости от предпочитаемого времени нахождения в интернет-среде.

В качестве диагностического инструментария, в соответствии с целями, были подобраны следующие методики: опросник на выявление времени и частоты навигации в интернет-среде; сокращенный вариант методики «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная А. Уэссманом и Д. Риксом.

Для подтверждения достоверности результатов были использованы статистический критерий U Манна – Уитни (пакет программ Statistical Package for Social Sciences (SPSS)).

Первый этап исследования заключался в проведении опросника, состоящего из 3 блоков: данные о респонденте (пол; возраст); 2 блок – внешние условия (время и частота пользования интернет-ресурсами); 3 блок – описание видов деятельности. Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что в исследовании приняли участие 144 чел. женского пола (73,5 %), 52 чел. мужского пола (26,5 %).

На вопрос «Сколько часов вы проводите в Интернете?» были получены следующие данные: 0–3 часов в день – 44 чел. (22 %); 3–5 часов в день – 70 чел. (36 %); более 5 часов в день – 78 чел. (41 %).

На вопрос «Как часто вы пользуетесь Интернетом?» были получены следующие результаты: «несколько раз в день» – 178 чел. (91 %); 1 раз день – 13 чел. (7 %); несколько раз в неделю – 5 чел. (2 %).

На вопрос «Для чего Вы пользуетесь Интернетом?» были получены следующие результаты, что приоритетными видами деятельности являются социальные сети; просмотр электронной почты; просмотр онлайн-фильмов; поиск научной информации; наименее приоритетными оказались онлайн-игры и посещение форумов.

Второй этап исследования заключался в проведении сокращенного варианта методики «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная А. Уэссманом и Д. Риксом, целью данной методики являлось определение эмоционального состояния респондентов в момент навигации в интернет-среде и в реальной жизни. Полученные результаты по данной методике были обработаны с помощью статистического критерия U Манна – Уитни (пакет программ Statistical Package for Social Sciences (SPSS)).

Анализ результатов исследования показал, что в целом респонденты, участвующие в опросе, оценивали свое эмоциональное состояние как удовлетворительное, о чем свидетельствуют полученные в рамках суммарной оценки эмоционального состояния результаты.

Мы разделили респондентов на группы по предпочитаемому времени нахождения в интернет-среде: от 0 до 3 часов; 3–5 часов; более 5 часов. В результате анализа полученных данных мы выявили различия в показателях самооценки эмоциональных состояний у респондентов юношеского возраста в зависимости от предпочитаемого времени нахождения в интернет-среде. Данные результаты имеют следующую специфику. По фактору «энергичность – усталость», «приподнятость – подавленность», «чувство уверенности – чувство беспокойства» более высокие баллы у респондентов при оценке состояния в реальной жизни. Молодые люди отмечают, что чувствуют себя энергичными и активными, а также жизнерадостными, уверенными в своих силах. В то время как в Интернете слегка уставшими, немного подавленными и имеющими ограниченные способности.

Анализ по времени нахождения в интернет-среде показал существенные различия в оценке эмоциональных состояний группы 1 (1–3 часа нахождения в Интернете) и группы 3 (более 5 часов нахождение в Интернете).

Респонденты группы 1 оценивают свое состояние нахождения в интернет-среде как немного подавленное, отмечают наличие лености и усталости. Они также говорят о достаточной компетентности. Респонденты группы 3 чувствуют себя довольно свежими, в меру бодрыми. Они отмечают жизнерадостное, очень хорошее состояние. Чувство, что способностей достаточно и перспективы хороши.

Таким образом, мы установили, что самооценка эмоциональных состояний отличается у респондентов юношеского возраста в зависимости от предпочитаемого времени нахождения в интернет-среде.

Литература

Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал, 2004. № 1. С. 90–100.

Войскунский А. Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010.

Погорелова Е. И., Василенко Ю. А. Переживание потока подростками как фактор риска формирован я киберкоммуникативной зависимости // Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой. М.: МГППУ, 2014. С. 22–25.

Черная А. В., Погорелова Е. И. Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 113–118.

Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / Пер. с англ. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

Загрузка...