Прежде чем хорошенько взяться за нашу основную тему – HR-бренд, нужно кратко поговорить о том, что такое бренд и брендинг.
Ведь HR-бренд – это частный случай бренда, его разновидность.
Полезно знать (а нам не просто полезно, а нужно знать), что есть разные виды брендов. Важно не только не путать их в голове, а хотя бы немного в них разбираться.
Кстати, про основные типы брендов вы наверняка знаете.
Товарный бренд – это вид бренда, с которым мы сталкиваемся чаще всего, по много раз в день. Это бренды товаров и услуг, которыми мы пользуемся. Например, Orbit, Apple или Colgate.
Корпоративный бренд – это бренд организации (не обязательно частной фирмы, это может быть государственная структура, общественная, или даже политическая, или религиозная организация). Например, «Пятерочка» – корпоративный бренд частной сети гипермаркетов. Но МГУ, МГИМО, «им. Склифосовского» или Московское Метро – тоже сильные корпоративные бренды. И Русская Православная Церковь, Римская Католическая, Красный Крест, и многие другие – вполне подпадают под определение корпоративного бренда.
Личный бренд (его часто называют также персональный бренд) – как очевидно из названия, это бренд отдельного человека, индивидуума. Людей на Земле почти 8 миллиардов, а сколько из них – персональные бренды? Точно никто не считал, но явно не миллиарды. Скорее тысячи. Это все известные люди – от Майкла Джексона до Моргенштерна. Формально и Иисус с Буддой – персональные бренды. И даже Усама бен Ладен с Гитлером, они – «отрицательные бренды». Еще раз – это формально, если кто-то вздумал на меня обидеться за такие примеры.
Наконец, HR-бренд, или бренд работодателя, еще одна разновидность бренда. Этому виду бренда посвящена вся книга, поэтому ужимать всю информацию в одну строчку здесь не буду.
Кстати, это еще не все. Выше я описал наиболее важные виды брендов, на которые я вполне вероятно буду ссылаться в книге или приводить в качестве примеров.
А есть еще бренды идей (например «капитализм» или «личный рост»), бренды государств (США, Швейцария, Россия), и так далее. Но это меньше относится к нашей теме.