Неокончательный диагноз. Отвага говорить

Он уже пытался рассказать об этом, неоднократно. Рассказывать такое о себе – всё равно что признаваться в психической болезни, в сумасшествии. Конечно, ему было страшно это делать. Конечно, в своих записках он прячет себя как может, порой даже пытается выдать эту историю за фантастический роман. «Записки сумасшедшего» – вполне почтенный жанр в мировой литературе. Начав работать с М., он предпримет еще одну попытку записать всё, что понимает о себе, соединив эти записи со старыми, перемешав их без определенной последовательности и выверенного сюжета.

Итак, он попытается еще раз рассказать об этом… чуть погодя. Он хочет еще немного постоять на берегу – уж больно холодная вода в этой реке. Здесь, на берегу, он может медлить, размышляя, какими словами рассказывать эту историю, как примирять непримиримые противоречия. Как рассказывать о собственной гибели от имени живого и здравствующего человека, как говорить о том времени и об этом, пренебрегая перерывом в несколько десятилетий? Как обходиться с теми фактами, которые стыдно и неприлично признавать фактами, но от которых никак не удалось отвертеться? Как рассказывать параллельные истории – его и её, как ссылаться то на свое детство, то на её детство?.. Этого одного хватило бы, чтобы не связываться с такой затеей. А ведь в истории он не один, это не такая история, которая происходит внутри одного человека и больше никого не касается, это такая история, которая коснулась многих людей, что там, что здесь. Как говорить об их доле в этом?

И есть еще одна сложность – самая трудная, пожалуй. История жестока и кровава, честно рассказывать такие истории очень трудно. Даже не в том дело, что тяжело. Тяжело, конечно, но не только тяжело. Еще и трудно. Не просто. Выбрать честные слова так, чтобы они не прозвучали ни слишком отстраненно, ни слишком надрывно. Быть откровенным, но не впадать в излишний пафос… Это непросто.

Может быть, он попытается записать это вот так:

Загрузка...