Эта книга – не художественная литература. Это не история, придуманная и рассказанная в спокойной обстановке. Если угодно, ЧКН – это лабораторный журнал исследования, слегка сокращенный и выстроенный, как авторский текст; это упорный и страшноватый отчет, где в качестве «подопытного материала» и одновременно – ученого-исследователя – сам рассказчик. Стоит рассмотреть книгу с такой позиции, и все встанет на свои места. Возможно, через какое-то время термин «расширенная биография» будет принят и освоен повсеместно, а ЧКН станет одним из первых трудов по данной теме. Возможно, и книга, и сама идея работы с опытом травмы, не вписывающейся в рамки нашей нынешней картины мира, но принадлежащей данному конкретному пациенту, человеку – которого нет, так и останутся маргинальными. Но опыт этого человека приносит хорошие, убедительные результаты – и для него самого, и для тех, кто внезапно для себя оказался в схожей с ним ситуации. И представьте себе, что это фантастика.
Р. Р. Морено, лит. редактор
– Кто там?
– Я.
– Я?