Глава 8 Печать волка

В окрестностях города Губбио, появился огромный волк, нападавший не только на животных, но и на людей.

Волк навел такой ужас на жителей города, что они выходили за ворота вооружёнными “до зубов”, но даже так не могли защитить себя при встрече с серым хищником. В страхе перед волком горожане дошли до того, что вообще перестали выходить из города.

В ту пору в Губбио жил святой Франциск, который решил выйти к волку, хотя жители всячески отговаривали его от этой опасной затеи.

Святой Франциск вышел из города со своими товарищами и поскольку они колебались идти дальше, он один пошёл к месту, где засел волк.

Увидев волка, святой Франциск сказал:

– Подойди сюда, брат волк, повелеваю тебе не делать зла ни мне, никому другому.

Услышав эти слова, огромный волк подошёл к святому Франциску и кротко, как ягнёнок пал к его ногам.

Тогда святой Франциск говорит ему:

– Брат волк, ты причиняешь много вреда в этих местах, ты совершил величайшие преступления, ты не только убиваешь и пожираешь животных, но даже имеешь дерзость убивать людей, за это ты достоин адских мучений, как разбойник и худший из убийц; и весь народ кричит и ропщет на тебя, и вся эта страна во вражде с тобой, но я хочу, брат волк, установить мир между тобой и теми людьми, так чтобы ты больше не обижал их, а они бы простили тебе всякую прошлую обиду и чтобы больше не преследовали тебя ни люди, ни собаки.

И когда он произнес эти слова, то волк, движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы показал, что соглашается со словами святого Франциска и готов соблюдать их.

А святой Франциск говорит:

– Брат волк, я хочу, чтобы ты заверил меня в этом обещании, так чтобы я мог вполне положиться на тебя.

И когда святой Франциск протянул руку для заверения, волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил её на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог.

Вернувшись в город вместе с волком, святой Франциск собрал всех жителей и сказал им:

– Слушайте, братья мои: брат волк, который здесь перед вами, обещал мне и заверил меня, что заключит с вами мир и никогда ни в чем не будет обижать вас, если вы обещаете давать ему ежедневно необходимую пищу; я же выступаю поручителем за него в том, что договор о мире он соблюдет не нарушимо.

Авторитет Святого Франциска был столь велик, что весь народ в один голос обещал кормить его всегда.

И тогда святой Франциск перед всеми сказал волку:

– А ты, брат волк, обещаешь ли им блюсти мир и договор о нем, не обижать ни людей, ни животных, ни другой какой твари?

И волк стал на колени, наклонил голову и кроткими движениями тела, хвоста и ушей показал, насколько возможно, что он желает всячески соблюдать договор с ними.

– Брат волк, сказал святой Франциск, я хочу, чтобы и здесь перед всем народом ты заверил меня в своём обещании, что ты не обманешь моего поручительства за тебя.

И тогда волк, подняв правую лапу, положил ее на руку святому Франциску.

Как же святому Франциску удалось разрешить этот сложнейший конфликт и добиться взаимопонимания между жителями города и хищным зверем?

Во-первых: Волк, как творение Божье, признается святым Франциском равным человеку (тоже Божьему творению), с коим не только можно, но и должно договариваться.

То есть святой Франциск фактически применяет один из базовых принципов медиации: равноправие сторон, в силу которого, каждая сторона конфликта имеет равные права и равные возможности высказаться и быть услышанной.

Всего два простых человеческих слова:”Брат волк” и опасный хищник уже только за это готов заключить сделку с Губбийцами и выражает свою готовность безупречно по-волчьи: ”движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы”.

Во-вторых: святой Франциск исходит не из позиций сторон, а из их интересов и потребностей.

Почему волк нападает на животных и жителей города? Таким способом он удовлетворяет свою физиологическую потребность в пище.

Именно эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: ”Брат волк, пока ты жив, ты не будешь терпеть голода; ведь я хорошо знаю, что все зло ты делал от голода”.

А в чем интерес жителей города? Конечно же, в безопасности. И эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: ”Но за эту милость я хочу, брат волк, чтобы ты обещал мне, что никогда не причинишь вреда, ни человеку, ни животному: обещаешь ты мне это?”

В-третьих: святой Франциск создает в переговорах дополнительные возможности для сторон, расширяя “переговорный пирог”.

Волк видит единственный способ удовлетворить свою базовую потребность в пище – нападать на животных и жителей города.

В свою очередь, жители города также видят только одну возможность обеспечить свою безопасность – убить волка.

Святой Франциск, как истинный медиатор, помогает сторонам увидеть дополнительные возможности.

В результате конфликт разрешен путем заключения соглашения, по условиям которого жители города дают волку пищу, а он, отныне и впредь, прекращает на них нападать.

Договор, как и положено, скреплен “печатью волка”: “…волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил ее на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог”.

Соглашение между жителя города и волком, оказалось настолько прочным, что было исполнено сторонами в добровольном порядке: ”И после этого упомянутый волк прожил в Губбио два года и, как ручной, ходил по домам от двери к двери, не причиняя зла никому и не получая его ни от кого. И люди любезно кормили его, и когда он проходил по городу мимо домов, никогда ни одна собака на него не лаяла”.

Ну, а мы от преданий старины древней, переходим к реалиям наших дней. И в следующей главе вы узнаете, что общего между работой медиатора и голливудским блокбастером?


Загрузка...