Явления и события, суть которых непонятна, мы склонны дополнять всевозможными слухами и мифами, не имеющими ничего общего с реальностью. Совсем как в известной поговорке: “Слышал звон, да не понял, где он”.⠀
К сожалению, подобная тенденция не обошла стороной и медиацию, которая за время существования в России, успела обрасти мифами и предрассудками. У меня собрана целая коллекция.
Поскольку, с легкой руки законодателя, медиация попала в разряд примирительных процедур, возник миф, что результат работы медиатора – это примирение конфликтующих сторон, а смысл медиации – мир во всем мире.
Следуя подобной логике, медиатор – это аналог кота Леопольда, уговаривающий конфликтующие стороны: “Ребята, давайте жить дружно”.
Такое представление о медиации и медиаторах – вредный предрассудок, не имеющий ничего общего с реалиями процедуры.
Во-первых: Медиатор никого не мирит. Его основная задача – помочь сторонам разрешить конфликт.
А, что значит разрешить конфликт? Это значит договориться о совершении или прекращении конкретных действий, учитывая при этом как свои собственные интересы, так и интересы второй стороны.
Во-вторых: Примирение сторон в медиации носит побочный эффект, который может наступить, а может и не наступить, например, когда стороны решили прекратить отношения друг с другом.
Зачем нам медиатор? Мы и сами можем обо всем договориться. Такое возражение часто встречается в моей практике. А если действительно можем, почему же нам так сложно справиться с конфликтом?
Ответ прост: в конфликтах, как на выступлении фокусника, самое главное происходит там, куда никто не смотрит.
Став участником конфликта, мы искренне хотим, чтобы ситуация скорее разрешилась. Правда, каждая из сторон видит решение в том, чтобы изменилась другая сторона. Стоит ли после этого удивляться, что конфликт продолжаются, а проблема никуда не уходит?
Кроме того, мы легко отвлекаемся. Это приводит к избирательному слушанию. То есть мы слышим только то, что хотим услышать. Мозг создает когнитивное искажение информации вместо ее истинного отображения, и это еще не все.
Многие, воспринимают переговоры, как состязание в аргументации, где побеждает тот, у кого аргументы весомее. Это приводит к тому, что, начиная переговоры большинство из нас занято собственными аргументами, то есть вместо того, чтобы слушать партнера, ведут диалог со своим внутренним голосом.
Когда мы не говорим, то думаем, что скажем, а когда говорим, то выдвигаем аргументы. Вторая сторона в это время занята ровно тем же самым.
В итоге создается ситуация весьма похожая на шизофрению: “Тихо сам с собою, тихо сам с собою я веду беседу”.
Со стороны, кажется, что разговаривают двое, а на самом деле, говорят четверо, причем все сразу. И шансы договориться у них ничтожно малы.
Хорошая новость в том, что это лечится. Как? Нужно дать всего одну “таблетку” под названием медиатор. Ведь медиатор – именно тот специалист, который способен полностью сосредоточиться на другом человеке и на том, что он на самом деле хочет сказать.
В режиме активного и безоценочного слушания, медиатор помогает сторонам услышать друг друга и понять, что на самом деле важно каждому.
А прояснив взаимные интересы, стороны, при помощи медиатора, могут найти способ, как их удовлетворить. Вариантов гораздо больше, чем два и медиатор поможет их найти.
Следующий миф гласит, что медиатор – экспертный консультант, который знает как правильно.
Почва для этого мифа – перенос сторонами конфликта образа других специалистов, с которыми они ранее уже имели дело, на личность медиатора.
На самом деле медиатор советов не дает. Ведь любой совет – это еще большее ухудшение ситуации, даже если он правильный. Почему?
Потому, что обращение сторон конфликта к медиатору, напоминает визит слепых к зрячему, ведь конфликт – следствие “дефекта зрения” его участников.
Люди совершают действия, приводящие к конфликту не потому, что они глупы или им нравиться конфликтовать, а вследствие неполноты своей картины мира.
Обращаясь к медиатору за советом, клиенты на самом деле спрашивает: по какому маршруту нам, слепым, дальше идти, чтобы больше не попадать в подобные ситуации?
Можно, конечно, дать совет, вот только жить с последствиями такого совета будут стороны, а не медиатор. Поэтому настоящая помощь медиатора заключается не в раздаче советов, а в том, чтобы участники конфликта смогли “прозреть” и самостоятельно увидеть выход из лабиринта.
Маленькое уточнение – медиатор может это сделать, только если будет иметь более острое зрение, чем стороны конфликта. Иначе слабо видящий будет проводником у слепых.
В медиаторско – клиентских отношениях существует такой этап, как заключение контракта. Я сейчас не про юридический документ под названием соглашение о проведении медиации.
Заключение контракта – это когда стороны конфликта формулируют свой запрос, а медиатор, подписывается под тем, что он готов сделать, а что нет.
Основная сложность в том, что люди жалуются не на свое поведение, а на поведение второй стороны, при этом искренне надеются, что всесильный медиатор, что-то с этим сделает.
Однако медиатор не может ни восстановить отношения с мужем (женой), ни обязать должника вернуть долг. А, что же он тогда может?
Может с помощью вопросов дискредитировать систему верований сторон конфликта в то, что именно внешние обстоятельства являются причиной сложившейся ситуации.
И когда у них из-под ног будет выбита надежная почва под названием “обстоятельства сложились так, что нет никакой возможности”, медиатор на голубом глазу может спросить: и что вы теперь будете делать?
При такой постановке вопроса, участники конфликта начинают искать ресурсы в себе, испытывая при этом бурные чувства, а медиатор помогает их канализировать, т.е. направить в русло созидания, а не разрушения.
Таким образом, заключая контракт, медиатор подписывается под тем, что будет способствовать формированию адекватной картины мира, изменению установок и эмоционального состояния сторон конфликта.
И не подписывается под тем, что изменит внешние обстоятельства в их жизни.
А вы смотрели фильм “Триггер”? Главный герой – медиатор? Такой вопрос я получил от подписчика в соцсетях.
Главный герой сериала “Триггер” – это психолог, использующий в своей работе метод “провокативной психотерапии”, поэтому все, что происходит в сериале, не имеет никакого отношения к медиации.
Более того, в свое время, медиация привлекла меня именно как альтернатива психологическому консультированию.
Тогда мне казалось, что психология в основном занимается вопросом: как ты дошёл до жизни такой? И развязывает узелки, завязанные в детстве, юности, в прежнем опыте. Меня же отталкивала необходимость распутывать эти узелки. Уж больно трудоемким выглядело это занятие.
В отличие от психологического консультирования, медиация строится вокруг вопроса: чего же ты хочешь на самом деле?
В свете такого вопроса оказывается, что узелки каждого из нас – это совершенно уникальный узор. Ведь у каждого из нас свой жизненный опыт и свое видение ситуации.
И каждый может сплести новый узор, основываясь на том, что уже сделано. Для этого нужно лишь исправить элементы, которые мешают воплотить задуманное.
Поэтому в позиции медиатора, я внимательный и безоценочный слушатель, любопытствующий исследователь – наблюдаю, слушаю, задаю вопросы.
Моя задача понять, что происходит в картине мира сторон, куда держат путь их желания или амбиции? Что на этом пути мешает и чем? Какие ресурсы у них есть, а каких не хватает?
Я следую за их видением доброжелательным заинтересованным гостем, убежденным, что с хозяевами все в порядке, они способны найти решение самостоятельно.
Стороны конфликта плетут узор своим, особым способом, и нужен лишь интерес, а также неведение медиатора, чтобы они сами увидели выход из лабиринта.
Поэтому задача медиатора помочь сторонам осознать, как именно они совершали выборы раньше и для чего? А осознав, захотели не просто что-то изменить в своей жизни, а точно зная, что именно и для чего?
Миф о собственной уникальности один из самых популярных. Чем же вы нам поможете, если сами не работали в продажах, строительстве, энергетике….и т.д.?
Уважаемые, руководители и собственники, вы сами разбираетесь в той предметной области, где работает ваша компания? Полагаю, что да, иначе бы вы этим не занимались.
А ваши сотрудники разбираются? Думаю, что ответ также будет утвердительный, иначе бы они у вас бы не работали.
А вам нужен еще один продавец, строитель, энергетик, водитель? Полагаю, что нет, так как подобных специалистов у вас достаточно.
Кто вам действительно необходим – это эксперт по управлению конфликтами. Если мне понадобится дополнительная информация: об отрасли, технологии, рыночной ситуации, вы или ваши сотрудники, легко расширите мою картину мира до необходимых пределов.
Методы и принципы медиации действуют в любой компании независимо от отрасли, размера и состояния рынка.
Суть этого предрассудка можно выразить следующей фразой: я не знаю, как урегулировать спор, а медиатор говорит, что знает. Он что – умнее меня?
Очень может быть, что не умнее. Однако медиатора специально учили решать задачи подобного рода. Он располагает нужным инструментарием и методологией.
Для лучшего восприятия рассмотрим аналогию. Вы умеете водить машину? Отлично! А Вам приходилось пользоваться услугами такси?
Скорее всего, да. Означает ли это, что водитель такси водит машину лучше вас? Вовсе не обязательно, но если вам необходимо доехать из точки “А” в точку “Б”, то почему не воспользоваться услугами другого профессионала?
“Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает…”, – помните эту фразу героя Андрея Миронова в фильме “Бриллиантовая рука”?
Вот и многие бизнесмены считают, что медиатор нужен, когда в компании уже назрел серьезный конфликт.
Вы, удивитесь, но профессиональный медиатор будет полезен вашему бизнесу и когда в нем все хорошо, и когда плохо, и даже когда все в пределах нормы.
Если все плохо, то медиатор – это “антикризисный” специалист, который поможет выйти из затяжного пике конфликта.
Если все отлично, медиатор будет вашим “спарринг-партнером”, тренером, коучем. Поможет стать лучше и сильнее, обучит сотрудников эффективному общению и навыкам управления конфликтом, подготовит к переговорам и т.д.
Ну, а если состояние дел в компании находится в пределах нормы, медиатор станет добрым советником, “об которого” можно думать, обсудить любой вопрос, наметить перспективы, поговорить о возможных рисках и т.д.
Один из первых вопросов который задают потенциальные клиенты: сколько стоят ваши услуги?
Это порождение мифа, что услуги медиатора стоят дорого и позволить их могут только крупные компании.
Безусловно, помощь медиатора стоит денег. Каких? Зависит от того, с чем сравнивать.
Если с тем, сколько денег вы теряете как собственник от неразрешенных конфликтов, то стоимость услуг медиатора будет вполне адекватной.
И еще, как профессиональный медиатор, я всегда соблюдаю принцип равноправия, поэтому оплата услуг производится сторонами в равных долях и состоит из двух частей:
Первая – это организационный сбор – уплачивается только в случае согласия всех сторон на участие в процедуре медиации и подписания соглашения об этом.
Вторая – это гонорар успеха – уплачивается в случае урегулирования спора.
Таким образом, стороны платят мне за результат, а не за процесс. Ведь самое главное, что есть у медиатора – это его репутация, а она имеет свойство зарабатываться годами и теряться в один миг.
И вот теперь, когда мы развенчали основные мифы о медиации, настал момент поговорить, что же ищут стороны конфликта в суде, а именно про справедливость.
А, что такое справедливость? И можно ли преодолеть разницу в представлении сторон о ней? Об этом в следующей главе.