Нет, не вызывали, скажет большинство руководителей и владельцев бизнеса. Многие удивляются, прочитав у меня на визитке слово медиатор. За удивлением следует вопрос: “медиатор – это кто?”
Что же такое медиация и кто такой медиатор?
Медиация – это переговоры с участием посредника, в которых стороны могут выработать и юридически закрепить приемлемое для них решение.
Помогает им в этом медиатор – нейтральный и независимый посредник, уполномоченный сторонами для проведения этой процедуры. Медиатор получает гонорар за свои услуги, но при этом не зависит от сторон и не выносит решения по существу конфликта.
Фактически стороны (медианты) отвечают за содержательную сторону вопроса, за выработку решения и его выполнение, а медиатор – за организацию и проведение медиативной процедуры и психологическую безопасность участников.
Сферами применения медиации являются споры, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры в сфере трудовых и семейных правоотношений.
Использование медиации возможно, как в досудебном порядке, так и на любой стадии гражданского или арбитражного процесса, включая исполнения судебного акта.
Применение медиации в бизнесе также возможно:
Для создания комплексной системы предупреждения и разрешения споров (конфликт-менеджмент);
Для сопровождения коммерческих проектов и сделок (контрактная медиация);
При индивидуальном консультировании и подготовке к переговорам (конфликтологическое и переговорное консультирование);
Коммерческие организации по всему миру используют медиацию, чтобы:
Разрешать споры по контракту;
Урегулировать претензии клиентов;
Разрешать страховые споры и споры о компенсации ущерба;
Урегулировать трудовые споры по вопросам увольнения, условиями и оплатой труда, а также при реализации больших проектов.
Организации привлекают медиатора, чтобы спланировать свою деятельность, наладить конструктивный диалог с заинтересованными сторонами, оперативно разрешать возникающие противоречия.
Сферы применения медиации мы очертили. А чем профессиональный медиатор может быть полезен руководителям и владельцам бизнеса?
Даже величайшие предприниматели не могут действовать в одиночку. В сутках только 24 часа, а их знания ограничены определенными областями, поэтому им нужны другие специалисты, чтобы принимать правильные решения.
Например, в семье мафиози есть должность, специально предназначенная для того, чтобы давать мудрые советы: Consigliere. То же самое мы наблюдаем и в мире бизнеса.
За успехом Уоррена Баффета стоит Чарли Мангер. У Стива Джобса был Стив Возняк. У Билла Гейтса – Пол Аллен и т.д.
Ну, ладно. Consigliere у мафии, советники владельцев компаний – единорогов – это понятно. Скажите чем конкретно может быть полезен медиатор руководителям и владельцам компаний?
Прежде всего, “взглядом со стороны”. Медиатор может быть спарринг-партнером при проведении “мозгового штурма” или “разбора полетов”, при анализе ситуаций, настоящих, прошлых и будущих решений.
Медиатор может выступать в роли советника органа управления, например, генерального директора или совета директоров, сопровождая принятие важных управленческих решений.
А еще, медиатор задает полезные вопросы. Ведь медиация – это не когда “умный” медиатор учит “глупых” руководителей, как надо управлять компанией.
Медиация – это когда умный помогает занятым эффективно решать текущие управленческие задачи. Поэтому, хороший медиатор не учит, а помогает владельцам и менеджерам, изменять среду в компании, атмосферу в коллективе, лучше понять, чего же на самом деле они хотят.
Медиатор также может помочь выбраться из мира очевидностей и стереотипов, где существительное задолженность сочетается только с глаголом взыскать, а существительное конфликт – с существительным суд.
Он может “перевернуть” ситуацию, сделав привычное – неожиданным. Как опытный шахматист, медиатор имеет множество “домашних заготовок”, поэтому способен разглядеть симптомы назревающего конфликта раньше, чем кто-либо другой.
Еще, медиатор обладает уникальным набором из коммуникативных инструментов и практических навыков. Ведь учиться медиатор не только без отрыва от производства, но и в процессе этого самого производства.
Медиатор – не астролог и не предсказатель. Он не может дать то, чего у него нет, однако, может помочь сторонам конфликта обнаружить ресурсы, которые у них уже есть, обратить внимание на незаметные, но такие важные детали, иначе расставить приоритеты.
Медиатор может быть безжалостен, как хирург, но всегда действует во благо сторон конфликта.
Что медиатор точно не делает?
Не определяет цель, которую вы хотите достичь, хотя способен помочь ее сформулировать;
Не принимает решения за стороны. Это ваш конфликт, и найти выход из него, можете только вы сами. Правда с опытным проводником это будет быстрее и эффективнее;
Не тащит за вас груз, ответственности, в том числе, а если тащит, то это уже не медиатор, а “шерп – носильщик”.
Изложенное, совсем не означает, что медиатор – безответственное лицо.
Медиатор – это помогающий специалист, работающий в системе человек – человек. От его отношения к делу зависит качественное изменение, как отдельных людей, так и целых организаций.
Именно по этой причине медиатор несет персональную ответственность за все, что вам предлагает и делает.
А, что такого знает и умеет медиатор, чего не знает или не умеет толковый, хорошо образованный руководитель либо владелец компании?
Во-первых: медиатор владеет специальными методами анализа и разрешения конфликтов. Это позволяет разрешать возникающие противоречия быстрее, эффективнее и дешевле.
Во-вторых: медиатор всегда на шаг впереди, как в теории, так и в практике, поскольку специально отслеживает последние достижения в этой области.
Он собирает, систематизирует эти достижения и адаптирует их для практического использования. Для профессионального медиатора теория – это обобщенная практика.
В-третьих: медиатор – это всегда компетентный, нейтральный и конфиденциальный взгляд на Вашу ситуацию. Медиатор, как адвокат, священник или врач, свято хранит в тайне все, что ему стало известно.
Использование медиации в бизнесе имеет свои особенности. Какие? Об этом поговорим в следующей главе.