Алексей Покровский Медиатора вызывали? Как бизнесу подружиться с медиацией и перестать сжигать триллионы рублей в топке конфликта

Введение или то, что обычно никто не читает

Если проследить мысленным взором путь Российских предприятий от начала рыночных реформ (1988 г. – первые кооперативы) до дня сегодняшнего, можно констатировать, что период “дикого капитализма” заканчивается и бизнес в России становится более цивилизованным.

За короткое время, отечественные бизнес-структуры прошли путь, на который другие страны потратили десятилетия, а то и столетие (“Японское чудо”, послевоенные реформы Де Голля во Франции и Эрхарда в Германии).

Как в калейдоскопе промелькнули первые кооперативы, залоговые аукционы, приватизация, галопирующая инфляция, товарно-сырьевые биржи, взлет и падение новых бизнес-структур (биржа “Алиса”, “МММ”, “Хопер – Инвест” и т.д.).

Компании, выжившие и закалившиеся в борьбе с изменчивой внешней средой, вступили в фазу “угасающего роста”.

У власти и в деловых кругах возникло стойкое убеждение, что во всем виноваты макроусловия. Вот завершим СВО, наладим импортозамещение, избавимся от доллара, проведем налоговую реформу, и все, экономика пойдет в гору.

Только на пути в эту самую гору, она спотыкается, слабо дышит и сбивается с ритма из-за хронических недугов, один из которых – внутрикорпоративные конфликты.

Они растут как снежный ком и как торнадо набирают силу. Бизнесы, которые создавались годами, рушатся буквально на глазах.

Актуальность данной проблемы сложно переоценить, несмотря на то, что внутрикорпоративные конфликты – одна из самых малочисленных категорий споров, рассматриваемых в судах.

По данным исследования компании “TaxCoach”, в 2019 году их количество составило 1,16% от общего числа дел, рассмотренных судами первой инстанции.

Однако статистика окружных судов говорит о высокой значимости таких споров для их участников. В них доля споров, вызванных такими конфликтами, даёт прирост более чем в два раза, возрастая до 2,67%.

Об актуальности проблемы говорит и средняя сумма взыскания по корпоративным спорам, в среднем – 3 429 тыс. руб., против 1 314 тыс. руб., по остальным категориям дел. Разница практически в три раза! [1]

Обращает на себя внимание индекс конфликтности деловой среды, регулярный мониторинг которого ведут инвестиционная компания “А1” и Московская школа управления “Сколково”.

В первом квартале 2022 года, индекс, впервые, с 2017 года, достиг исторического максимума, а сумма исков, предъявленных компаниями друг к другу, превысила триллион рублей [2].

Несмотря на то, что в дальнейшем индекс конфликтности продемонстрировал закономерный спад, он все еще остается на высоких значениях [3].

Это говорит, что Российские деловые круги в ближайшее время вряд ли откажутся от решения возникающих противоречий в суде.

Суд все решит?

Бывают ситуации, когда победа в суде действительно важна, но чаще всего, суд – это лишь одна из стадий борьбы. А одержанная победа оказывается пирровой, поскольку конфликт развивается и после того, как суд огласил решение.

Например, в одном из дел, два совладельца компании обвиняли третьего, одновременно являющегося директором, в выводе 75 млн. рублей из компании в подконтрольные фирмы. При этом конфликтующие стороны были родственниками.

Суд не нашел оснований удовлетворить заявленные требования и можно констатировать, что де-юре спор разрешён. Но так ли это де-факто?

Из решения суда можно сделать вывод, что в этот раз арбитры не нашли признаков недобросовестности в действиях одного из партнеров.

И если, по мнению арбитров, вывод денежных средств носил правомерный характер, получается, что остальные партнеры потратили более двух лет жизни и почти миллион рублей на оплату услуг юристов просто так?

Конечно, нет. Спор возник явно не на пустом месте, а значит, между совладельцами точно есть противоречия, связанные с управлением компанией. Следовательно, в суде конфликт не только не разрешился, но и перешел в латентную (скрытую) фазу.

Даже успешное завершение спора, как правило, означает, что компания лишь восстановила нарушенное право. А все время, пока шло судебное разбирательство, имущество или деньги находились у недобросовестной стороны или компания не могла совершить нужные действия.

Часто владельцы и руководители бизнеса забывают об этом, думая лишь о победе в суде. Это приводит к тому, что судебный процесс становится лишь одним из эпизодов противостояния.

По этой причине одна из задач – это предотвращение конфликтов. И если в Западной Европе и США подготовка в области управления конфликтами берет начало в 60-х годах XX столетия, то в России, данное направление пока в диковинку.

Не отстает и деловая литература. Книги по управлению конфликтами, переводные в особенности, больше напоминают сборники рецептов на все случаи жизни, без указания границ их применимости, либо полны историй о чудесном превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя.

Актуальность темы управления конфликтами мне понятна, скажет читатель, но о чем ваша книга, уважаемый автор? Стоит ли мне ее покупать? Достойна ли она моего внимания, времени и денег?

Уважаемые руководители и владельцы бизнеса. Эта книга написана специально для вас. И смею вас заверить она достойна вашего внимания, времени и денег.

Почему я в этом уверен?

Во-первых: в книге достаточно примеров из практики, демонстрирующих эффективность применения медиации в бизнесе.

Во-вторых: на ее страницах, вы найдете подробное описание того, как бизнесу подружиться с медиацией, научиться определять границы ее применимости, направлять энергию конфликта на созидание, а не на разрушение.

В-третьих: в книге содержаться практические рекомендации, как выбрать медиатора чтобы не было мучительно больно за потраченное время и деньги.

Как пользоваться этой книгой?

Из главы 1, вы узнаете, что такое медиация и кто такой медиатор? Чем медиатор может быть полезен руководителям и владельцам бизнеса, а чего от него ожидать бессмысленно.

В главе 2 поговорим об особенностях применения медиации в бизнесе.

Глава 3 даст ответы на вопросы, почему бизнес не верит в медиацию и нужно ли в нее верить?

Глава 4 развеет девять мифов, которыми успела обрасти медиация.

В главе 5 поговорим, что ищут стороны в суде и как на практике работает теория справедливости.

Глава 6 посвящена отношениям между клиентом и медиатором. Почему медиатор не дружит со сторонами? Что будет, если медиатор перестанет быть специалистом и станет “человеком”?

Глава 7 расскажет, как устроен медиативный диалог и что такое метакоммуникация.

Глава 8 поведает вам о том, как святой Франциск помог разрешить конфликт между жителями города и волком, и почему его можно назвать одним из первых медиаторов.

Из главы 9, вы узнаете, что общего между работой медиатора и голливудским блокбастером и как автор помог разрешить спор ценой три миллиона долларов США.

Глава 10 расскажет, как медиация помогла разрешить конфликт между совладельцами бизнеса.

Из главы 11, вы узнаете о том, как автору книги с помощью медиации удалось разрешить спор между работником и работодателем.

Глава 12 научит вас определять, поможет ли вам обращение к медиатору.

Глава 13 расскажет об ответственности в процедуре медиации, а также в ней вы найдете “вредные советы” как общаться с медиатором.

Глава 14 познакомит вас с основами конфликтологии. Вы узнаете, что такое конфликт и какие они бывают, в чем разница между деловыми и межличностными конфликтами.

Глава 15 расскажет о факторах способствующих возникновению конфликтов и способах их устранения.

Глава 16 научит определять стадию конфликта, чтобы понимать какие инструменты лучше всего подойдут для его разрешения.

Глава 17 поможет оцифровать степень влияния конфликтов на вашу организацию и понять в какую сумму вам, как владельцу компании, обходятся внутрифирменные конфликты.

Глава 18 раскроет нюансы поведения людей в конфликте и причины выбора той или иной стратегии.

Из 19 главы, вы узнаете о типах управленческого поведения и о том, как они связаны с поведением людей в конфликте.

В главе 20, вы найдете ответ на вопрос, может ли организация существовать без конфликтов?

Глава 21 расскажет о группах носителей целей в компании и ответит на вопрос, возможно ли удовлетворить интересы этих групп в полном объёме?

Прочитав главу 22, вы узнаете о пяти ошибках, допускаемых руководителями при разрешении конфликтов.

В главе 23 поговорим о том, почему внедрение стратегического управления в организации сопровождаются конфликтами?

Глава 24 расскажет, как устроена оргструктура компании и почему у каждого типа оргструктуры есть “любимый” набор конфликтов.

В главе 25 поговорим про “феномен рассеивания целей” в организации и способах его преодоления.

Глава 26 расскажет про особенности конфликтов в матричных структурах управления.

Главе 27 посвящена корпоративной культуре и свойственных ей конфликтах.

Из главы 28, вы узнаете, как с помощью этического кодекса можно предотвращать деструктивные конфликты, а также о типичных ошибках при его внедрении.

Глава 29 расскажет, как создать и внедрить дееспособный этический кодекс.

Глава 30 ответит на вопрос, зачем нужна управленческая команда, а также раскроет ее признаки и подходы к формированию.

Глава 31 научит вас разрешать конфликты в управленческой команде.

Глава 32 раскроет нюансы совместного ведения бизнеса и научит справедливо определять долю каждого партнера.

В главе 33, вы найдете перечень вопросов, по которым необходимо договориться с партнером на берегу.

Глава 34 продолжит тему совместного ведения бизнеса. Вас ждет конфликтологический анализ громкого спора между предпринимателем из Челябинска и ООО «Доминос пицца», а также советы тем, кто решил открыть бизнес по франшизе.

В главе 35, вы узнаете с чего начать внедрение системы управления конфликтами и о том, как внедрить медиативную оговорку в хозяйственный оборот компании.

Глава 36 даст советы, как выбрать подходящего именно вам медиатора, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги.

Желаю Вам приятного и продуктивного чтения!

С уважением, ваш медиатор Алексей Покровский



Загрузка...