Как это работает? Вы же с нами просто разговаривали! Это какая-то магия?
Недоумение сторон конфликта после завершения процедуры медиации вполне объяснимо.
Со стороны действительно, кажется, что медиатор ничего особенного не делал. Он просто разговаривал со сторонами конфликта.
Проведя более сотни успешных и не очень медиаций, а также не раз побывав, как в роли стороны конфликта, так и в роли супервизора – человека, оценивающего работу других медиаторов, теперь я могу объяснить, как устроен медиативный диалог.
Он двухслойный. Представьте себе дробь, в числителе которой содержание высказывания, а в знаменателе – процесс взаимодействия.
То, что мы слышим, – содержание высказывания сторон конфликта. Оно может казаться бессмысленным и нелогичным до тех пор, пока мы не учтем его контекст – то есть какой свет проливает это высказывание на взаимодействие с другой стороной.
Данный аспект высказывания называется метакоммуникационным, и задача медиатора – фокусироваться именно на нем, прочитать метасообщение бессознательных установок стороны.
Если стороны поймут, что они бессознательно делают друг с другом, то могут поменять установки, изменить свое взаимодействие и стать договороспособными, пусть и на время участия в медиации.
Например, в результате диалога с медиатором, стороны обнаруживают, что люди свободны в своих поступках и высказываниях и не должны оправдывать взаимные ожидания.
Стало быть, вместо раздражения из-за поведения второй стороны, следует уважать ее свободу. Вместе с этим атрибутом самосознания к ним придет и решение, как выйти из затянувшегося конфликтного пике.
В общем, никакой магии, чистая алгебра.
Теперь, когда вы уже знаете, кто такой медиатор, чем он может быть полезен и как устроен медиативный диалог, настал момент на конкретных примерах показать, как работает медиация.
И начнем мы с “Печати волка”. Слышали о такой? Скорее всего, нет. Что же это за печать и как она связана с медиацией? Об этом в следующей главе.