В моем советском детстве очень популярной была сказочная повесть Валерия Медведева “Баранкин, будь человеком!”
Она про приключения двух друзей – школьников, которые, мечтая о беззаботном существовании, превращались в птиц, а затем в насекомых в надежде, что это облегчит им жизнь.
Вот и мне, как профессиональному медиатору, выпал шанс побывать в роли Баранкина и стать человеком.
Обратился клиент с запросом на организацию процедуры медиации для урегулирования семейного спора, в котором стороны уже перестали быть супругами, однако не перестали быть родителями несовершеннолетних детей.
Подобного рода споры вполне медиабельны, то есть действительно могут разрешаться с помощью процедуры медиации, да и вторая сторона выразила готовность сесть за стол переговоров.
Для выяснения нюансов и подготовки сторон к переговорам, я всегда провожу индивидуальные консультации, где подробно разъясняю суть и смысл переговоров с участием посредника, принципы на которых строится процедура, роль и ответственность медиатора, а также отвечаю на вопросы.
На консультации, клиент заверил меня, что ему все понятно, и он готов участвовать в процедуре медиации.
Каково же было мое удивление, когда после консультации, я получил поток сообщений с разъяснениями, как мне нужно вести себя на медиации и требованием немедленно перезвонить.
Я вежливо обратил внимание на то, что, во-первых: правила проведения процедуры определяет медиатор, а не стороны, а во-вторых: с клиентами я общаюсь, исключительно в рабочее время. Поскольку мой рабочий день окончен, то на остальные сообщения, я обязательно отвечу завтра.
Это не возымело действия, поэтому переписку я прекратил, за что получил рекомендацию быть менее формальным и более человечным.
Такое поведение мне хорошо понятно. Клиенту сейчас плохо, а хочется, чтобы стало хорошо, поэтому крайне велик соблазн видеть в медиаторе человека, который мало того, что “тучи разведет руками”, так еще и сделает это в соответствии с моими представлениями о прекрасном.
И ведь действительно, с одной стороны, человечность и эмпатичность медиатора – ядро медиативной сессии, именно они, а не “хитрые” медиативные приемы и техники помогают сторонам найти выход из конфликта.
С другой стороны, драма, разыгрываемая сторонами конфликта в присутствии медиатора, в его жизни играет весьма незначительную и строго ограниченную роль.
На практике это означает, что:
Медиатор вступает с клиентами в инструментальные, а не человеческие отношения;
Медиатор не дружит со сторонами конфликта;
Медиатор – ни мама, ни друг, ни спасатель, ни доктор, не волшебник, не последняя надежда и даже не хороший человек;
Медиатор помогает в решении конфликтологических и коммуникативных, а не всех подряд проблем клиентов;
Медиатор общается со сторонами спора за деньги, строго определённое время и только в рамках контракта;
Медиатор слушает, слышит, понимает, однако не сопереживает и не сочувствует сторонам конфликта.
Вышеизложенное необходимо медиатору для соблюдения нейтральности и безоценочности, как фундамента процедуры медиации.
Это помогает медиатору:
Не вставать на защиту одной из сторон в конфликте, как это делают юристы и адвокаты, при этом учитывать интересы каждого;
Оставаться незаинтересованным в разрешении спора в пользу одной из сторон, создавая им дополнительные возможности договориться;
Быть режиссером чужих переговоров, не привнося в них свою картину мира, а сохраняя за сторонами контроль над процессом и результатом процедуры.
Именно, поэтому, медиатор:
Не дает оценок действиям, поведению и аргументам сторон, однако, помогает осознать их последствия;
Не присоединяется ни к одной из сторон конфликта, однако, может оказать им поддержку;
Никого не судит и не выносит решений;
Не определяет правых и виноватых;
Не делит на хороших и плохих.
А еще профессиональный медиатор всегда помнит, что у него, во время медиации, нет проблем и ему ничего не нужно от сторон конфликта.
Что будет, если медиатор, как пресловутый Баранкин, перестанет быть специалистом и станет человеком?
Из нейтрального и безоценочного посредника, он превратится в субъекта, которому ничто человеческое не чуждо. Вы, правда готовы доверять такому специалисту?
А если нет и вам необходима помощь профессионала, тогда не требуйте от медиатора, как от сказочного Баранкина, стать человеком.