Глава 3 Я не верю в медиацию!

Коронную фразу Станиславского: “Не верю!”, – боялись услышать многие артисты. Вот и у меня разговор с руководством фирмы начался с фразы: мы слышали о медиации, но мы в нее не верим, – практически по Станиславскому. ⠀

Опытного медиатора такой фразой не испугать, а вопрос, почему некоторые руководители и владельцы бизнеса не верят в медиацию, требует осмысления и поиска ответов. Этим и займемся.

Во-первых: медиация – это не Дед Мороз, верить в нее необязательно. Деятельность в системе: “человек – человек”, а менеджеры и собственники бизнеса работают именно в ней, невозможна без взаимодействия с другими людьми, которое нередко сопровождается конфликтами. Люди в организации могут быть неконфликтными, а конфликты все равно будут возникать.

Гораздо эффективнее, использовать медиативные инструменты и технологии в управленческой практике. Это позволяет не зацикливаться на раскрутке эмоциональной спирали противоборства, а направлять энергию конфликта на выработку взаимоприемлемого решения.

Во-вторых: “Не верю!” – это форма сопротивления, то есть нормальная защитная реакция мозга на все новое, неизвестное, непонятное, а значит опасное. Почему она возникает?

Одна из причин – банальная неосведомленность. Для большинства людей, медиатор – это пластиковый треугольник для игры на струнных инструментах, а процедура медиации – тайна за семью печатями, так как совершенно не понятно, что за ней кроется.

Медиация не входит в программы подготовки управленческих кадров, следовательно, знать про нее руководителю совсем не обязательно.

Среднестатистический менеджер скорее предпочтет обратиться к юристу, чем предложит урегулировать спор с помощью медиатора.

Что с этим делать? Попробовать медиацию. Опасаетесь на реальном конфликте, приходите ко мне на учебные медиации.

У вас будет возможность побыть в роли стороны конфликта или наблюдателя, чтобы своими глазами увидеть, как на самом деле работает медиация и что делает медиатор.

Вторая причина в том, что традиционный судебно – состязательный подход к разрешению споров, позволяет штатному или привлеченному юристу, занимать позицию защитника интересов компании, избегая неудобных вопросов о необходимости этой защиты.

А такие вопросы обязательно возникают после демонстрации медиатором возможностей альтернативного подхода, таких как:

Конфиденциальность процедуры;

Контроль сторон над процессом и результатом процедуры;

Возможность “сохранить лицо” и отношения с партнером, а при необходимости, экологично их завершить ;

Возможность выбрать место, время, медиатора и даже, при необходимости, его заменить. Попробуйте, например, выбрать или заменить судью, рассматривающего ваш спор.

Возможность придать договоренностям силу исполнительного документа без многомесячных судебных баталий, а также в любой момент выйти из процедуры без каких-либо последствий и т.д.

Медиабельны ли вы?

И, наконец, третья причина: медиабельны ли вы?

Опрос, проведенный журналом “Медиатор. РФ” среди членов Московского регионального отделения “Деловой России”, показал, что 24% опрошенных респондентов ответили, что медиация им вообще не интересна[4].

Да. Медиация – это не массовая услуга, и если вы сомневаетесь в том, что медиатор может помочь или в принципе не рассматриваете данный способ разрешения противоречий, – это совершенно безнадежный вариант.

Работа с медиатором требует аванса доверия и к его личности, и к самой процедуре. Если вы к этому не готовы, медиация явно для вас.

Вот и получается, что незнание порождает сомнение, а оно провоцирует недоверие, которое, в свою очередь, вызывает сопротивление.

Очень хочется, чтобы скорее наступило принятие, а для этого, в следующей главе, мы развеем вредные мифы и предрассудки, связанные с процедурой медиации.






Загрузка...