Привет, мой читатель:)
Все то, что ты увидишь ниже-созревало уже много лет, но исключительно в моей голове, до текстов дело не доходило.
Я часто рассказывала что-то из своей практики самым разным людям-и люди слушали с удовольствием. Ни раз и ни два, а очень много раз и по меньшей мере-десять лет самые разные слушатели говорили мне «напиши!»
Ну вот потому наконец и пишу:)
Вашему вниманию будет представленно некоторое количество историй разных лет- от эпохи студенчества до дня сегодняшнего.
Какие-то из них произошли со мной лично, какие-то из биографий моих друзей и коллег.
Среди них есть веселые и грустные, философские и трагические.
А общее у них то, что все они случались в реальности и все они- про акушерство.
Приятного чтения:)
Про то, как становятся акушерками.
Часть первая.
Первое, что я помню о выборе профессии-это желание быть волшебницей. Ну а дальше уже акушеркой, да.
Но обо всем по порядку.
О том, что на свете бывают акушерки, я узнала в три года.
Моя мама вдруг решила получить вторую профессию. Первая у нее уже была (и я уже была), но мама-человек увлекающийся. Выбор пал на акушерство. Учебу ее я не помню, а вот подготовку к экзаменам запомнила хорошо: мне хотелось играть, а маме-читать про кесарево сечение. И тогда мама взяла большую сумку на кнопках, положила в нее моего пупса и сказала, что мы будем играть в операцию -доставать ребеночка из животика. Игра мне очень понравилась и стала любимой на несколько месяцев. Мама читала конспекты и перелистывала учебник Бодяжиной (все посвященные в курсе, это такой «акушерский букварь»), а я заглядывала ей через плечо. Картинки с непонятным я пропускала, а вот про детишек было интересно. Своих пупсов я училась пеленать по инструкции из этого учебника.
Экзамен мама успешно сдала, а вот работать не стала- осознала, что все же профессия ей не близкая.
А учебники дома остались.
И пригодились мне в мои двенадцать лет, когда вопросы анатомии и физиологии в моей голове множились, а школьный учебник биологии отвечал на них поверхностно.
Тогда мама вновь выдала мне тот самый, свой, учебник акушерства и сказала:
«Читай. Что не поймешь-спрашивай!»
Ну я и прочитала.
К концу учебника вопросов с выбором профессии уже не оставалось: я точно знала, чем именно буду заниматься всю оставшуюся жизнь.
В школе, где я училась, потолок образования был установлен в девять классов.
Поскольку я точно знала, чего хочу, то получив аттестат за девятый класс, без колебаний пошла подавать документы в акушерский колледж.
Но в приемной комиссии колледжа меня ожидало разочарование: именно в том году в очередной раз сократили прием после девятого класса!
Нет, он был. Но-закончился в пятницу.
А на календаре был понедельник.
После одиннадцатого -да пожалуйста!
А после девятого-все…
Это была трагедия. Ну почему именно в этом году?!
Но так или иначе-заламывать руки было неконструктивно, а надо было что-то решать.
Вариантов было два: одиннадцатый класс или любой другой колледж на выбор, где еще был прием после девятого.
Любой другой… да ну. Я и думать ни о чем не могла, не то, чтобы нести документы в какое-то иное место.
Оставалась школа.
Школ в нашем районе было всего две: та, которую я уже окончила, девятилетка, и вторая, с физико-математическим уклоном.
Мои отношения с математикой были вежливо-нейтральными: я не стремилась к ней, а она- избегала попадания в мою голову. Если геометрия в моем сознании еще имела логику и смысл, то алгебра на мой взгляд, не имела ни того, ни другого. Взять бессмысленный набор букв и цифр, делать с ними невесть что целую страницу, чтобы на выходе получить не менее бессмысленный набор других букв и цифр?
Нет, физико-математическая школа для меня отпадала в полуфинале.
Мы с мамой решили расширить зону поиска и посмотреть по соседним районам.
А в соседнем районе неожиданно мелькнула надежда.
Самая обычная школа решила открыть весьма необычный по тем временам класс-экстернат, и я решила попробовать. Группа педагогов-энтузиастов во главе с директором, пересмотрев программу 10 и 11 классов, пришли к выводу: все тоже самое можно рассказать значительно быстрее, если несколько изменить систему подачи материала, не повторять одно и тоже неделями и выкинуть предметы второстепенные, вроде физкультуры и музыки.
В результате уроки там шли не по 45 минут, а парами, как в институтах. Вместо опросов мы регулярно писали промежуточные тесты, сочинения и рефераты. И темп работы был такой, что этих шести месяцев своей жизни я почти что не помню. Я приходила с учебы, по-моему, непосредственно в кровать, а утро начиналось с домашних заданий, после чего почти сразу нужно было ехать на уроки. Нас начинало сорок два человека, а до выпуска дотянули всего десять. Но оно того стоило!
Ближе к экзаменам мы узнали, что в той или иной форме тестирование будет по КАЖДОМУ предмету, а для того, чтобы убедиться в качестве такого вида обучения -на каждом экзамене будет комиссия из РОНО.
Но нас (как и учителей) уже давно охватил азарт, и эта новость только подлила масла в огонь.
Мы чувствовали себя спортсменами на беговой дорожке и останавливаться уже не собирались -только побеждать!
К ежедневным урокам добавились беседы по душам. Никаких психологов тогда не было, и учителя просто по-человечески и опираясь на свой жизненный опыт, давали нам советы о том, как не теряться, не нервничать, и не обращая внимания на комиссию ,просто делать то, что мы обычно и делали на уроках. Потому что мы, разумеется, все знали и сбить с толку нас могли разве что переживания.
Победа была сокрушительной. Комиссия признала , что все было честно и мы на самом деле учились, после чего мы гордо получили свои аттестаты 22 апреля.
Получив заветные корочки, я бросилась подавать документы в колледж, приемная комиссия уже работала. Помимо аттестата требовался паспорт со страничкой о прописке.
А паспорт тогда давали в 16 лет, день рождения у меня в мае и на момент поступления паспорта еще просто физически не было.
Я принесла справку о прописке и свидетельство о рождении, чем вызвала легкое замешательство в приемной комиссии. Но правила допускали справку как временный вариант в ряде случаев, аттестат был за одиннадцатый класс, стояли в нем сплошь пятерки и четверки, и придраться было не к чему.
Мне даже не экзамены с таким аттестатом полагались, а собеседование.
Директор колледжа, лично проводивший это самое собеседование, смотрел на мой аттестат задумчиво и пытался сопоставить увиденное с основами арифметики. Складывалось у него не все: документ выдан в апреле…но ведь в школе учатся до конца мая?
И паспорта опять же нет…
–Почему Вы так рано получили аттестат?
–Я окончила два класса за полгода, -скромно пояснила я.
Очень хотелось учиться у вас и совсем не было сил терпеть…
В ответ на удивленно-вопросительный взгляд директора я рассказала про кесарево сечение сумке и процитировала особо впечатлившие меня фрагменты из Бодяжиной, которую перечитывала регулярно все эти годы.
Глаза директора заблестели слезой вдохновения, и он торжественно произнес:
–Учитесь, деточка!
И на этом с собеседованием было покончено.
Меня зачислили в группу первой, официально экзамены еще даже не начинались.
И я с нетерпением стала ожидать сентября.
Про то, как становятся акушерками.
Часть вторая.
И вот началась учеба.
Я была на два года младше своих одногруппниц, у которых были фигуры, макияж и поклонники, выглядела рядом с ними первоклассницей на балу выпускников (152 см роста на 41 кг веса) и вид в целом имела блаженный:
Акушерство же !
Преподаватели меня жалели и вытаскивали в первые ряды, чтобы мне хоть что-то было видно.
На практических занятиях именно меня таскали на носилках, как самую легкую, отрабатывали на мне приемы реанимации, как на самой любопытной, и опускали для меня пониже муляжи, потому что до стандартного расположения я не доставала физически.
Сокурсницы любили меня за возможность списать любую медицинскую лекцию: девчонки были на пару лет старше, у них бурлила личная жизнь и они не всегда успевали посещать учебу.
А у меня личной жизни в тот момент не было, зато был разборчивый почерк, и я с огромным удовольствием конспектировала все профильные предметы, выделяя разноцветными ручками и маркерами разные абзацы и заголовки (до сих пор рука не поднимается выбросить!). Характер у меня был не вредный и довольно легкий, и результатами своего труда я с удовольствием делилась.
В обмен на это девчонки помогали мне в том, чего я терпеть не могла. Например, бегали за меня кроссы на лыжах и сдавали зачеты по истории религии и философии.
Надо сказать, что эти предметы не нравились никому из нас. И все дело было в преподавателе.
Его не интересовало не только то, что он рассказывал, а вся окружающая реальность в целом, мне кажется, была ему безразлична. На его сером лице, расположенном чуть выше неизменного серого костюма, никогда не было никакого выражения. Мне казалось, что он весь был нарисован простым карандашом с плохим нажимом, и при том- художник не слишком старался.
Так, набросал схематично.
Вполне возможно, что в тот момент он уже просто достиг полного Дзена.
Материал по истории религии он читал с ритмом метронома, пользуясь в качестве пособия «справочником атеиста».
Достоверно доказано, что нас он между собой не различал…или-различал, но не предавал этому никакого значения.
Поэтому одна и та же студентка могла запросто сдать зачеты за нескольких других, преподаватель флегматично выставлял оценку напротив названной ему фамилии и отпускал отвечающую с Миром.
Были у нас несколько человек, которые обладали феноменальной механической памятью и могли учить, не вдумываясь, вообще что угодно и в любых объемах.
Вот они и отдувались за всех нас.
К счастью, предметы, читаемые этим просветленным человеком, заканчивались где-то в первом полугодии и больше не путались в расписании.
Зато были анатомия и фармакология, терапия и сестринское дело, да и много чего еще, не менее интересного.