Следующие полчаса Глеб и Ася искали информацию в интернете, а дядя Давид – в своей огромной библиотеке. Арсений тоже не бездельничал. Вначале он пытался жонглировать камнями – половинкой своего и подарком дяди Давида. Затем стал гладить кошку, успевая при этом переводить с английского тексты, которые зачитывала ему Ася из интернета. Она пролистывала статьи про тамплиеров, про старые храмы в итальянском регионе Апулия, в котором находился город Лечче.
– Орден тамплиеров в Бриндизи появился в 1196 году… – перевел Арсений, посадив кошку себе на колени, и добавил от себя: – Бриндизи – знакомое название.
– Это город, мы же там были в позапрошлом году, забыл? – напомнил Глеб. – Недалеко от Лечче. Там порт.
– О, а вот и про Лечче! Смотри! – Ася открыла очередную страничку исторического сайта и показала Арсению.
– Здесь на итальянском, можешь на английском найти? – попросил Арсений. – Спасибо. То, что надо! Тамплиеры в Лечче построили церковь Санта-Мария дель Темпио. Я уверен, что камень там! Остается только поехать и найти эту церковь!
– Если она еще существует, – отвлекся от своих поисков Глеб.
– Что значит «если»? – возмутился Арсений. – Тут даже адрес есть, только без номера дома.
– Да ладно? – не поверил Глеб.
– Вот, смотри! Пишут, что церковь стояла на виа дей Темплари… это переводится как улица Тамплиеров, – пояснил Арсений, – недалеко от площади Сант-Оронцо и церкви Санта-Кроче.
– Вот именно. Церковь стояла! – подчеркнул Глеб. – А сейчас там…
– Сейчас там улица виа дей Темплари, – вдруг сказала Ася. – Вот, карты Гугл, смотрите… И вот площадь, про которую говорил Арсений. А это базилика Санта-Кроче. О, какая красивая! «Барочная церковь XVII века с десятками замысловатых фигур на фасаде», – прочитала девушка краткую информацию.
– Странно, – Глеб в задумчивости потер подбородок. – Церковь тамплиеров построили в XII веке, а церковь Санта-Кроче в XVII…
– Все правильно, – Ася включила автоматический переводчик. – На сайте просто указано место, где стояла эта церковь – Санта-Мария дель Темпио. Где-то на пути от площади до Санта-Кроче. Кстати, и сама церковь Санта-Кроче построена на месте монастыря XII века.
– Какая разница! – нетерпеливо вскричал Арсений. – Надо поехать и посмотреть на это место. Пройти по этой улице Тамплиеров, и все станет ясно. А не гадать, когда построили эту церковь, кто и где. Вы еще архитектора посмотрите…
– Кстати, неплохо бы, – заметил Глеб, привыкший к импульсивности своего братца. – Это может помочь в поисках.
– В поисках может помочь лопата, – Арсений вскочил, вызвав недовольство кошки, спрыгнувшей на пол. – А архитектор…
– Странно, есть упоминание о еще одной церкви Санта-Мария дель Темпио… – сказала Ася.
– Тоже в Лечче? – уточнил Глеб.
– Нет, в другом городе. Трэкасэ.
– Тогда она тут ни при чем, – с досадой махнул рукой Арсений.
Во дворик вошел дядя Давид, бережно неся старинную книгу в кожаном переплете.
– Как успехи? – поинтересовался он и с интересом выслушал Арсения про церковь, построенную тамплиерами. – Что ж, истина открывается тем, кто ее ищет, так что у вас есть все шансы. Я тоже кое-что интересное обнаружил. Был такой летописец Агапий Вантимский, он писал на греческом, это перевод: «Составил это сочинение почтенный учитель, совершенный мудрец Агапий, и посвятил его…» Так, давайте пропустим и предисловие, и несколько веков истории, поскольку уважаемый сочинитель описывает мир от его сотворения. – дядя Давид очень осторожно пролистнул несколько страниц. – Перейдем сразу к IV веку до нашей эры. Вот, слушайте: «Александр, царь Македонский, покоритель мира, вел войско свое на Иерусалим. Навстречу ему выдвинулось посольство во главе с первосвященником Иаддуем…» Так. Пожалуй, чтобы не утомлять вас, перескажу своими словами. Итак, вместо того чтобы схватить посланников-переговорщиков, Александр слез с коня и сделал то, чего никто не ожидал – низко поклонился первосвященнику. И переговоры закончились мирно и вполне успешно. Для сравнения: перед этим он осаждал финикийский город Тир и, завоевав его, распял на крестах около двух тысяч его защитников, а порядка тридцати тысяч продал в рабство. Как говорил Цицерон, O tempora, o mores!
– О времена, о нравы, – перевела Ася с латинского.
– Точно, – кивнул дядя Давид. – В Иерусалиме, при посещении Храма Александру преподнесли кучу подношений и… Внимание! Камень мудрости! Принадлежавший, согласно преданиям, царю Соломону.
– Круто! – закивал Арсений. – И с тех пор он стал Великим?
– Не уверен, – усмехнулся дядя Давид. – Вот еще пара слов об этом камне. Здесь Агапий цитирует книгу «Тайная тайных»: «Среди чудес мира есть такой камень, который противостоит водам и ветрам, ибо дает человеку мудрость, в которой истинная сила. Но берегись, если не услышишь голос разума и сотворишь зло. Обернется оно против тебя самого».
– А в каком году Александр получил этот камень? – спросил Глеб.
– 331 год до нашей эры, – тут же ответил дядя Давид.
– А умер он… – Глеб пытался вспомнить дату смерти царя.
– В 323-ем, то есть через восемь лет. Думаешь, что зло обернулось против него самого? Что ж, все зло, которое мы совершаем в жизни, потом возвращается к нам. А мы вернемся к мудрости и камню. – И дядя Давид раскрыл книгу на странице, заложенную листом бумаги. – Вот, очень любопытное упоминание Агапия про раввина Вениамина Тудельского, это первый европеец, совершивший путешествие в Вавилон, где, как вы помните, умер Александр Македонский. Было это путешествие в 1162 году. Итак, Агапий пишет, что «в числе подарков, этот разумный и весьма ученый путешественник получил «царский» камень свойств необычных – цвет свой менял ото дня к ночи, от солнца к луне, сны вызывал пророческие и мудростью одаривал…» Так, и вот еще: «состоял камень этот из двух половин, хитростью соединенных, что безусловно говорит о единстве мира и знания…»
– Я тоже разгадал эту хитрость, – вставил Арсений.
– О единстве мира и знания? Молодец! – улыбнулся дядя Давид. – И последнее. Агапий упоминает, что Вениамин Тудельский потом побывал и в Акко: «От Тира один день до Акры, или Акко, города, что лежит на берегу великого моря и имеет обширную гавань для всех, которые по обету отправляются в Иерусалим морским путем… Раби Вениамин встречался там с учеными талмудистами, оставив про то заметки любопытнейшие, увы, не все дошедшие до нас. И одарив общину камнем вавилонским, через Геную отправился в сторону Королевства Сицилийского…»
– «Одарив общину камнем вавилонским»… То есть, камень остался в Акко, – уточнил Глеб, – а потом каким-то образом оказался в руках крестоносцев, а именно, у Великого Магистра де Боже.
– Очень возможно, – подтвердил дядя Давид. – У крестоносцев было много сокровищ, и камень мог оказаться в этой коллекции.
– Половинка камня, – поправил Арсений. – Вторая половинка уплыла за море, точнее, в город Лечче!
– Весьма вероятно, – согласился дядя Давид.
– А что за сны такие пророческие? – вдруг вспомнил Арсений текст древней книги.
– Пророческие? Которые предсказывают будущее. А иногда и объясняют прошлое, – с улыбкой ответил дядя Давид. – Теперь, немного разобравшись с историей, предлагаю обсудить настоящее. Я имею в виду ваших преследователей.
И дядя Давид стал выспрашивать ребят о том, где они сегодня были, когда обратили внимание на «хвост», не видели ли этих людей раньше и так далее. Ребята заметили, что их новый друг, несмотря на внешнюю невозмутимость, был обеспокоен подозрительными типами.
– Для начала пойдем, изучим обстановку, – предложил дядя Давид и быстрым шагом отправился в лавку. Ребята с некоторой опаской пошли за ним. Но их новый друг просто запустил на компьютере запись с камеры наружного наблюдения за последние два часа и поставил ускоренный режим просмотра. Сначала на экране была только пустая улица, потом появилась машина, которая доехала до самого узкого места улочки и остановилась, почти перегородив собой проход. Ее двери могли открываться только с одной стороны, с другой уже была каменная стена. Из машины выскочили трое мужчин и стали бегать по улице, подскакивая к каждой двери, чтобы прочитать вывеску или посмотреть номер дома. На ускоренном просмотре их движения выглядели так комично, что ребята захихикали. Но вот они приблизились к книжной лавке дяди Давида, их лица стали хорошо различимы, и ребятам стало не до смеха.
– Это те самые, которые за нами следили! – воскликнул Глеб, а Ася испуганно ойкнула.
– Эти типы устроили нам засаду! – закричал Арсений.
– Это ожидаемо, – нахмурившись, сказал дядя Давид. – Посмотрим, чем они заняты сейчас.
С этими словами он включил видеокамеру в режиме реального времени. На улице уже стемнело, но камера передавала четкое цветное изображение. Машина стояла на том же месте. Из открытого водительского окна показалась струя сигаретного дыма, затем дверца приоткрылась, и на мостовую полетел окурок.
– Поджидают нас, и мимо них не проскочишь… – пробормотал Глеб. – Если они откроют дверцы, то полностью перекроют проход.
– Как же мы теперь попадем домой? Что им от нас надо? – воскликнула Ася.
– Камень, – убежденно ответил Глеб.
– Надо их обмануть! Бежим не в их сторону, а в другую! – предложил Арсений.
– Там же тупик! Стена! – возразила Ася, удивленно посмотрев на Арсения.
– Там путь кошки! Забыла? – напомнил Арсений про узкую щель, по которой они пробирались, уходя от преследования.
– Есть путь самурая, а у вас будет путь кошки, – пошутил дядя Давид, улыбаясь. Было заметно, что ему понравился план Арсения. – Этот узкий проход выведет вас в переулок с обратной стороны дома, а я покажу, как потом уйти от погони.
– Да мы даже не успеем добежать до этой кошачьей тропы! До нее метров пять-шесть, а эти типы совсем близко! Как только мы выйдем из дома, они выскочат из машины и ринутся за нами! И пока мы будем по одному протискиваться в узкую щель, нас точно успеют схватить! – возбужденно высказался Глеб, стараясь, чтобы голос не дрожал.
Дядя Давид положил одну ладонь на плечо Глебу, другую Арсению.
– Не волнуйтесь, у меня есть план! Будем действовать слаженно и быстро, и все получится, – уверенно сказал он. – Я задержу их в машине, а вы тем временем пройдете между домами «путем кошки», а дальше вот так… – Дядя Давид открыл на Асином планшете карту Старого города и проложил для них маршрут, поясняя: – По этим улочкам не сможет проехать машина, они очень узкие, но все равно – передвигаться только бегом, и сразу к родителям!
– А вы-то справитесь? – с сомнением спросил Арсений.
– Не сомневайся, «Масада больше не падет»! (*слова из присяги армии Израиля. Прим. автора.) Я же подержал в руках камень царя Соломона и стал мудрее, а значит, и сильнее, – улыбнулся дядя Давид.
– А может, лучше позвонить в полицию? – забеспокоилась Ася.
– Обязательно, – кивнул дядя Давид. – Но вначале переместим вас в безопасное место. А потом я узнаю, кто они такие. По своим каналам. Номер машины я разглядел. А вам бы поскорее улететь в Италию. И давайте обменяемся телефонами. Будем вести совместное расследование, если вы не против.
***
– Готовы? – абсолютно спокойным голосом спросил дядя Давид. – Тогда ждите моего сигнала.
Он достал из-за шкафа две массивные трости и, опираясь на них, вышел из магазина на улицу. Ребята ринулись к монитору и увидели, как дядя Давид преодолел ступеньки и двинулся в сторону машины.
– Ой, как он не боится! – Ася сжимала и разжимала вспотевшие ладони.
– Классно изображает хромого! – восхитился Арсений. – Сейчас он их поколотит дубинками. Зря он отказался от нашей помощи, я бы тоже…
– Помолчи, – прервал его Глеб. Он, как и Ася, беспокоился, как пожилой человек справится с тремя бугаями.
Но любитель книг и истории и не думал драться. Он доковылял до машины и внезапно совершил ловкий маневр: используя трости как распорки между дверцами машины и стеной, заблокировал бандитов внутри. Затем быстро повернулся в сторону видеокамеры и кивнул. Это был знак.
Ребята вихрем вылетели из книжной лавки и бросились в сторону «кошачьей тропы». Один за другим втискиваясь в узкую щель между домами, они мельком видели, как дядя Давид крепко удерживает трости-распорки, а машина сотрясается от мощных ударов изнутри. Переулок оглашали разъяренные вопли.